Правящей партии Туниса угрожает раскол
Отказ "ан-Нахды" вступать в конфронтацию с салафитами был грубейшим просчетом, - говорит вице-президент движения.
Это был момент потрясения, даже для страны, которая прошла через восстание и два года постоянных неурядиц.
"Я готов отправиться в Гватемалу или хоть на Марс ради национальных интересов Туниса", - сказал Рашид Ганнуши, глава исламистской партии "ан-Нахда" в интервью телеканалу Nessma TV , в воскресенье вечером.
Он объяснял почему летал в Париж, дабы встретиться со своим политическим оппонентом, Беджи Саидом эс-Сабси, лидером центристско-светской партии "Нида Тунис".
Эс-Сабси, который был одной из ключевых фигур во время президентства Хабиба Бургибы, с самого момента появления "ан-Нахды", на протяжении десятилетий, он был ее противником, и он, как стало известно, послал Ганнуши цветы, когда тот находился в больнице после операции.
Явное сближение свидетельствует о спаде напряжения в политическом противостоянии, которое последовало за убийством Мохаммеда Брахми, парламентария левых взглядов, 25 июля.
Убийство Брахми, которое предположительно совершили салафиты, стало вторым в этом году, оно стало причиной образования широкого альянса оппозиции, призывающего к отставке правительства "ан-Нахды" и к роспуску Конституционной Ассамблеи.
На прошлой неделе "ан-Нахда" дала понять, что согласится на отставку правительства премьер-министра Али Ларайеда и на формирование правительства технократов - при определенных условиях.
"Ан-Нахда" согласилась начать всеобъемлющий национальный диалог в рамках инициативы UGTT", - сказала "аль-Джазире" Юсра Ганнуши, представительница партии и дочь ее главы.
И, после месяцев давления со стороны оппозиции, Ларайед во вторник официально провозгласил салафитскую группировку "Ансар аш-Шариа" террористической. Однако, тот факт, что партия проявляла такое нежелание, прежде чем сделать это, уже причинило ей большой политический урон.
Просчет "ан-Нахды" в отношении салафитов
Ганнуши навлек на себя обвинения в нечестности в Тунисе из-за его, как утверждается, двояких речей - за то, что он говорит западным СМИ одно, и совершенно другое, обращаясь к ультраконсервативному ядру партии.
С момента победы "ан-Нахды" на выборах в октябре 2011 года, ее руководство доказывало, что толерантное отношение к салафитам будет способствовать тому, что умерится их непримиримость.
Однако, критики партии говорят, что проявляя такое попустительство в отношении группировок салафитов, была открыта дверь для разных актов насилия, кульминация которых пришлась на сентябрь 2012, когда было совершено нападение на посольство США, произошли политические убийства и возникли вооруженные группировки в горном районе Шаамби.
Даже внутри самой партии, есть те, которые доказывают, что "ан-Нахда" - идентифицирующая себя как "исламистская партия" - должна была занять боле жесткую позицию по отношению к салафитам намного раньше, и что внезапное тяготение Ганнуши к центристам является слишком слабым и произошло слишком поздно.
"Ан-Нахда" не приняла вовремя правильное решение", - сказал "аль-Джазире" вице-президент "ан-Нахды" Абдельфаттах Муру, - "Я не уверен, что "ан-Нахда" победит на следующих выборах".
Муру, который был одним из основателей движение, наряду с Ганнуши, в 1981 году, пребывал больше в тени по причине своей немногословности и поскольку он был более прогрессивным, чем многие другие руководители "ан-Нахды", говорил Ганнуши о том, как опасна политическая поляризация и к чему она может привести.
Он осудил то, что назвал "немногословной" позицией партии по отношению к салафитам.
""Ан-Нахда" - и оппозиция - не отказались от вдохновения революции. Они не поняли, что пришло время поменять риторику и методы", - сказал Муру.
Муру был одним их немногих диссидентов в самой "ан-Нахде", он призывал вступить в конфронтацию с салафитским движением, и он стал единственным из руководителей "ан-Нахды", который пострадал физически в результате нападения, подверженность которым стала обычным делом для светских политиков.
"Внутренние противоречия"
Влиятельность более бескомпромиссного лагеря внутри "ан-Нахды" стала очевидной после убийства левого политика и адвоката Шукри Бельида, 6 февраля.
Тогдашний премьер-министр Хамади Джбели, считавшийся многими обозревателями умеренным, предложил сформировать политически нейтральное правительство технократов, но бескомпромиссное большинство настояло на своем.
Муру, который защищал позицию Джбели, говорит, что из-за отказа занять более примирительную позицию тогда, положение "ан-Нахда" сейчас является намного более слабым.
Алайя Аллани, историк и исследователь исламизма в Магрибе из университета Мануба в Тунисе, говорит, что "ан-Нахда" страдает от нерешенных внутренних противоречий.
""Ан-Нахда" не является гомогенной политической целостностью, в плане ориентации и дискурса", - говорит Аллани. "Политический дискурс "ан-Нахды" не совпадает с идеологическим".
Хотя само движение не основано на принципах ваххабизма, многие из его членов сильно привержены к буквальному прочтению Корана, и это способствует сильному дрейфу "ан-Нахды" вправо, - говорит он.
Была четкая стратегия не вступать в открытую конфронтацию с салафитской "угрозой", и это привело к отчуждению значительного сегмента тунисского общества от правительства, - доказывает он.
"Многие люди упрекают "ан-Нахду" за то, что она не покончила политически с салафитами", - говорит Аллани.
"Ан-Нахда", скорее всего, сохранит серьезную базу, - сказал он, - но вряд ли сможет повторить такой успех, как на выборах 2011 года. Он предсказывает трения в самом движении, которое до сих пор выглядело замечательно единым, и это может привести к расколу его на более мелкие группы.
"Мы говорим о конце политического Ислама как правящей силы, но не как идеологического течения", - говорит он. "Я полагаю, что либеральная составляющая политического Ислама жизненно важна для демократии, потому что я боюсь, что если мы оставим политический ландшафт только секуляристам, то у нас не будет демократии".
Подобно Муру, Аллани говорит, что недавние попытки "ан-Нахды" отстраниться от салафитов являются слишком запоздалыми.
Али аль-Афи, эксперт по религии из министерства вероисповеданий, не согласен с тем, что салафизм имеет сильное влияние на "ан-Нахду", доказывая, что эта партия основана на идеологии египетского Братства, с тунисским оттенком, и она очень отличается от любой ваххабитской идеологии, вдохновляемой Саудовской Аравией.
""Ан-Нахда" и ее партнеры уверены, что применение принципов полицейского государства является неприемлемым, когда людей арестовывают или преследуют только за то, что они религиозны", - говорит аль-Афи.
"Но салафиты должны понять, что в государстве есть закон - и что закон будет применен против них, если они нарушат его", - добавил он, признавая, что отсутствие религиозного руководства или твердой позиции властей привело к размножению группировок, включая ответвление салафитов-джихадистов, - с момента восстания.
Ганнуши теперь, может быть, занимает более прагматическую позицию в отношении светской оппозиции, но многие базовые члены его движения вряд ли примут этот разрыв с риторикой "ан-Нахды" последних месяцев.
"Что люди осуждают, так это то, что (Ганнуши) разделил общество на верующих и неверующих, не обращая внимание на их гражданство", - говорит Аллани.
За последнюю неделю, "ан-Нахда" - несомненно под влиянием геополитических изменений, дополнивших рост внутренней оппозиции - вернулась на путь политического прагматизма. Вопрос в том, не слишком ли поздно проявляется этот политический прагматизм, как для движения, так и для тунисского общества.
Муру убежден, что ультраконсерваторы, со своей стороны, будут неумолимы.
"Салафиты будут применять насилие", - предостерег он.
Ясмине Рьян
Источник: Aljazeera