Кому выгодно убийство Мохаммеда Брахми?
Мохаммед Тахар Бенсаада
Убийство Мохаммеда Брахми, как и предшествовавшее ему убийство Шукри Бельида, является презренным и неприемлемым преступлением. Какими бы ни были мотивы убийц и кем бы ни были они сами, Тунисское государство является от и до ответственным за безопасность своих граждан.
Оппозиционный тунисский деятель, Мохаммед Брахми, координатор Народного Движения (насеристы-прогрессисты1) и депутат Национальной Конституционной Ассамблеи, избранный от ставшего символическим округа Сиди Бузид, с которого началось 17 декабря 2010 года восстание народа, увенчавшееся свержением авторитарного и коррумпированного режима Бен Али, был убит несколькими выстрелами около своего дома в Ариане. Это уже второе убийство такого рода; первым был убит Шукри Бельид, адвокат и руководитель Народного Фронта. Схемы совершения обеих убийств удивительно похожи: согласно свидетельствам очевидцев, двое убийц на мотоциклах не оставляли никаких шансов на выживание своим жертвам.
Будучи несогласным с руководством своей партии, которую он обвинял в слишком тесной связи с правящей коалицией, Мохаммед Брахми индивидуально присоединился к Народному Фронту (левая оппозиция). Это обстоятельство сразу же было использовано теми, кто искал любого повода, чтобы ткнуть пальцем и обвинить исламистов из "ан-Нахды". Если последних непрямо обвиняют в подстрекательстве к убийствам, то правительство, которое возглавляется ими, и в особенности министр внутренних дел, попали в черный список по причине своей пассивности и неспособности защитить руководителей оппозиции. Недостаточная прозрачность расследования, проводимого полицией и министерством юстиции в связи с убийством Шукри Бельида, в конечном счете увеличила подозрения и недоверие, установившиеся в отношениях правящей Тройки (т.е. правящей коалиции) и оппозиции.
Убийство Мохаммеда Брахми, как и предшествовавшее ему убийство Шукри Бельида, является презренным и неприемлемым преступлением. Какими бы ни были мотивы убийц и кем бы ни были они сами, Тунисское государство является от и до ответственным за безопасность своих граждан. Все должно быть сделано для скорейшей идентификации и ареста заказчиков и исполнителей этих ужасных преступлений.
Однако, эмоции, оправданные, когда происходят подобные из ряда вон выходящие, события, не должны затмевать ясность разума и рассудок. При таких обстоятельствах, когда идеологические противники всячески стремятся ужалить друг друга, должно оставаться место для политического анализа. Стоящий сегодня на повестке дня вопрос звучит так: кому выгодно это преступление? Было бы наивно полагать, хотя бы теоретически, что сторонники бывшего режима, которые не потеряли свои позиции в государственной администрации и в службе безопасности, и которых, к тому же, поддерживают в семьях тунисских олигархов, так просто сдадутся и не будут пытаться всеми возможными способами и любой ценой вернуться к власти. Избавиться от самых одиозных и коррумпированных чиновников бывшего режима - это одно. А избавиться от самого режима и его гнусных практик - нечто совсем иное. Тем более трудно добиться демократических преобразований в контексте экономической и социальной депрессии.
Трудности перехода к демократии обуславливают слабости коалиционного правительства в экономическом и социальном управлении страной и не способствуют диалогу между партиями, вошедшими в коалицию, и оппозицией левого толка. И все же, такой диалог сегодня необходим более, чем когда-либо, - если и те, и другие не хотят, чтобы представители - все еще многочисленные - старого режима воспользовались хаосом для восстановления своей власти, облачившись в одежды "спасителей", посредством использования обновленной партии "Нида Тунис" политического динозавра Беджи Каида Ас-Сабси, который не колеблется, громко заявляя о своей приверженности "секуляризму", чтобы получить поддержку западных правительств.
Есть ли риск того, что убийство Мохаммеда Брахми, в контексте сильных политических трений, отмеченных появлением движения "Тамарруд", которое заимствовало имя у своего египетского аналога, приведет к развитию событий по египетскому сценарию? Это движение заявляет, что уже собрало более 300 000 подписей под требованием об отставке президента и роспуске ассамблеи. Есть искушение последовать египетскому примеру - где разнородная коалиция привела к власти военную хунту и ввергла страну в пучину хаоса, грозящего перерасти в настоящую гражданскую войну - и, принимая во внимания глобальные и региональные обстоятельства, кажется, что этому искушению поддаются.
Тем временем, если левая оппозиция в Тунисе поддастся искушению "скопировать" печальный опыт Египта, то она подвергнется риску, в нынешних политических условиях, превратиться в слепое орудие в руках старых олигархов, которые не теряют надежду вернуться к власти, с учетом того, что они все еще сохраняют сильные позиции в экономической и социальной сферах, которые существенно не пошатнулись.
Не нужно большой фантазии, для того, чтобы понять то, что убийство Мохаммеда Брахми, как и предшествующее ему убийство Шукри Бельида, является провокацией, нацеленной на эскалацию напряжения в обществе и на саботаж перехода к демократии. Народный гнев, проявившийся после убийства, является законным и понятным, но нельзя забывать о том, что зрелое гражданское общество не должно поддаваться на провокации и прибегать к насилию в их результате. Глава Национальной Ассамблеи объявил (в связи с убийством) день национального траура, но это день был превращен рабочими в день всеобщей забастовки.
Призывы к тому, чтобы правительство стало нейтральным или к образованию правительства национального единства, с которыми выступил, например, руководитель Народного Фронта Хамма Хаммами, не являются совсем уж неуместными в данных условиях. Также, он не сказал, что призыв к "всеобщему неповиновению с целью свержения правительства" является наилучшим способом продвижения революции и лучшим средством внедрения демократических ценностей в обществе.
Нет никаких сомнений относительно того, что для того, чтобы пройти этот тяжелый период испытаний, правящей коалиции необходимо проявить большую открытость по отношению к силам оппозиции, которые являются частью революционного лагеря. Но этот дух открытости не должен использоваться для того, чтобы свести на нет результаты народного волеизъявления. Категорическое заявление президента Республиканской партии Ахмеда Неджиба Шебби, бывшего маоиста, переметнувшегося в лагерь социал-демократии, в котором говорится, что правительство и Национальная Конституционная Ассамблея умерли, является неприемлемым игнорированием воли народа.
Переход к демократии в условиях выживания старых олигархических каст и чиновников, разделения народного движения по идеологическим признакам и давление со стороны региональных и международных сил не может обойтись без противоборства и провокаций. Законное желание некоторых популярных сил противостоять нападкам на свободу, проводимых под видом ложно морализаторских кампаний и стремление придать демократическим преобразованиям большую социальную направленность, дабы облегчить участь беднейших слоев населения, не могли не возродить социальную напряженность, которую правительство изо всех сил старается сдержать, не имея, однако, средств для осуществления заслуживающей доверия программы национального восстановления.
Левая оппозиция имеет причину вступить в бой для защиты демократических свобод, обретенных в результате Жасминовой революции, и для углубления этой хрупкой демократии, чтобы она стала подлинной социальной демократией. Но не справедливо и не реалистично полагать, что социал-демократия может быть утверждена в Тунисе без разрыва порочного круга неравномерного развития и зависимости, которые по-прежнему способствуют экономической власти старорежимной олигархии.
Прошло чуть более двух лет, и комментируя демократические и социальные преобразования в Египте и Тунисе мы отмечаем, как некоторые достижения, так и большие проблемы, по причине которых угроза движения в обратном направлении всегда остается актуальной. Среди этих проблем, мы особо выделяем социальную проблематику, от адекватного решения которой, в значительной степени, зависит поддержка широких народных масс, - а именно они являются единственным надежным оплотом защиты революционных достижений. Но единство народа, которое позволило свергнуть ненавистный режим Бен Али, остается хрупким, тогда как противоречия, разделяющие тунисское общество не оценены должным образом.
"Будут ли эти социальные противоречия использоваться властями для ограничения контуров демократизации, которую не перестает требовать социальное движение? И будет ли использован случай для того, чтобы покончить с существующей и сейчас экономической зависимостью? Здесь переплетаются вопросы политические и социальные, - они переплелись и образовали сложный комплекс. Будут ли манипулировать общественным сознанием некоторые группы исламистов для того, чтобы сохранить контроль компрадорской буржуазии над некоторыми секторами народного хозяйства и увековечить экономическую зависимость, используя религиозную риторику и антизападные акценты только для того, чтобы вводить людей в заблуждение? Такие страны, как Египет и Тунис, не имеют внутренних ресурсов для "первичного накопления (капитала)" в виде минеральных богатств и энергоносителей, могут ли они, самостоятельно, стимулировать независимое развитие, опираясь на национальный рынок?" (1).
Эти вопросы по-прежнему актуальны и сегодня, а военный переворот в Египте, к сожалению, придал им трагический оттенок. Не следует забывать, что переворот никогда не удался бы в Египте, если бы общественные и политические силы, осуществившие революцию 25 января, сохранили свое единство в рамках общего социально-демократического фронта. Сделают ли революционные силы Туниса такую же ошибку, как их египетские коллеги? Будет ли использована левая оппозиция в Тунисе контрреволюционными силами, которые пребывая в тени ждут своего часа?
Борьба за социальную демократию является несомненно оправданной, но она не должна отделяться от борьбы за национальную независимость и за единство Магриба и всего Арабского мира. Тем не менее, эта борьба, имеющая большую геополитическую значимость и требующая мобилизации сил за пределами национальных границ, не может вестись должным образом, если социальные и политические элиты не станут достаточно зрелыми для того, чтобы сформировать блок культурной гегемонии, способный противостоять проявлениям западного империализма и его местным приспешникам, которые выступают под маской "секуляризма", вводя таким дешевым способом людей в заблуждение.
Диалог между исламистами, националистами и марксистами не является чем-то незначительным и маловажным в условиях Туниса, Магриба и всего Арабского мира. Достаточно обратить внимание на колоссальные усилия и средства, потраченные определенными деятелями на то, чтобы торпедировать этот диалог, для того, чтобы убедиться в его полезности и необходимости. Видны усилия с обеих сторон. Также, несправедливо возлагать на "ан-Нахду" ошибки разных групп псевдо салафитов, которые преподносят Ислам в деградированном виде, - ожидается, что исламистская партия "ан-Нахда" приложит дополнительные усилия для отмежевания от практик, подрывающих свободу частных лиц и углубит демократические и социальные аспекты своей программы. Со своей стороны, прогрессивным группам националистов и марксистов следует приложить усилия для адаптации своих социально-демократических программ с учетом местных условий, заключающихся, в частности, в глубоко укорененной привязанности людей к Исламу, эти группы и течения должны стать более открытыми для дискуссии и диалога и позволить, чтобы их использовали реакционные силы.
Помимо того, левой оппозиции следует преодолеть идеологическое сектантство. В ее среде живы опасения того, что исламисты из "ан-Нахды" могут заключить союз с консервативной партией "Нида Тунис", и что такой союз всячески поощряли бы, в том числе и финансово, монархии Персидского залива и западные правительства. Ведь это, наоборот, говорит о насущной необходимости диалога между всеми тунисскими революционными силами во имя реализации наиболее актуальных национальных, социальных и демократических чаяний, тогда можно будет преодолеть внутреннее и внешнее противодействие и способствовать тому, чтобы партия "ан-Нахда" эволюционировала в правильном направлении.
Самое худшее, то, что мы даже не смели себе представить, так это то, что гибель тунисского деятеля Мохаммеда Брахми может быть использована некоторыми безответственными псевдодемократами для того, чтобы усугублять разделение народа, вплоть до подталкивания страны к погружению в пучину гражданской войны, чего не пожелает ни один здравомыслящий гражданин Туниса.
1. Многие движения левого толка в Арабском мире называются насеристскими, - по имени президента Египта Гамаля Абделя Насера, который испытывал левацкие сантименты, - прим. Переводчика.
Источник: Oumma
Перевод с французского: Юрий Косенко