Контуры сирийской революции (I часть)

18 ноября 2015 1245

У стороннего наблюдателя вызывает недоумение то, как всего 22 миллиона человек  вызвали глобальную динамику в мире. Статья пытается разгадать эту головоломку через перспективу более четырех лет конфликта в Сирии и пролить свет на одну из крупнейших гуманитарных катастроф нашего времени.

Рождение

Сирия была образована как страна в 1946 году, когда закончилась французская колонизация. Следующие два десятилетия прошли на фоне оживленного по своей природе сирийского общества, пока экономика росла под демократической системой.

В 1963 году страна сделала неожиданный поворот после того, как социалистическая партия Баас пришла к власти. Сирия стала центром арабского национализма.

Вновь образованное государство не смогло сдержать беспокойство людей, видящих историческую землю Леванта, измельченную на малые державы: Сирию, Ливан и Иорданию в дополнение к земле Палестины. Этот раздел был результатом соглашения Сайкса-Пико между Францией и Англией в 1916 году.

Идентичность и обиды

Не только создание миниатюрных государств поставило под вопрос формирование Сирии. Арабская национальная идентичность пыталась смириться с новой нацией-государством. Кроме того, новый порядок разбудил недовольство среди национальных меньшинств вновь образованной Сирии: христиан, друзов, исмаилитов, курдов и алавитов.

Христиане были хорошо интегрированы в общество и имели европейское видение Сирии. Друзы и исмаилиты были малочисленны и хотели, чтобы автономность их деревень сохранилась. Курды, преимущественно мусульмане, как правило, были интегрированы и считались коренными, но демография на северо-востоке была постоянно в движении, и новые курды приходили из-за пределов границ. В Сирию начали приезжать армяне, черкесы, албанцы и другие беженцы, но курдов отличала их националистические настроения.

В 1963 военный переворот практически привел к власти коалицию немусульманских меньшинств. Армия, ядро которой сформировала Франция, была свидетелем увеличения меньшинств — особенно из секты алавитов (около 10% сирийского населения) — и рассматривала ее в качестве экономической поддержки и пути к власти.  Труды на английском языке неточно описывают секту алавитов как шиитское ответвление. Суннитская и шиитская литература также не считает их мусульманами.

Не следует путать современный термин «алавиты» в сирийской контексте (во время французской колониальной эпохи) с его смыслом в Магрибе.

Культура как враг

Партия Баас упорно боролась со всем, за что стояла сирийская культура. Она утвердила социалистическую систему, которая разрушила свободный рынок и экономику молодой Сирии.

Партия также объявила войну мусульманской культуре в попытке стереть основу «отсталости» в лице Ислама. Школьные программы были переписаны, а культура была ограждена от исламского прошлого.

Режим Баас перераспределил сельскохозяйственные земли и национализировал промышленность. Также происходило подавление свобод, применение пыток в тюрьмах и переориентация спецслужбы, чтобы шпионить за людьми.

Первая мера ослабила экономику и не пошла на пользу рабочим и крестьянам, вместо этого она обогатила членов партии. Вторая мера создала постоянный раскол между правительством и народом, который до сих пор помнят.

В 1970 году Хафез аль-Асад захватил власть и укрепил положение немусульманских меньшинств над политикой и обществом. Таким образом, власть оказалась в руках алавитов (к которым принадлежит семья Асада).

Под Башаром аль-Асадом система превратилась в семейную диктатуру. Эта система закрепила власть через разведку и элитные военные подразделения.

Не гражданская война

«Долой режим» — написали дети в южной части города на уличной стене в середине марта 2011 года. Революция была попыткой искупления — искупления красочной сирийской культуры с исламскими мотивами, спокойного образа жизни и предпринимательской экономики, которая является частью сирийского характера.

Протест начался в большинстве городов, и его открытое проявление обусловлено уровнем зверств, с которым он сталкивается. С первых дней протестующие столкнулись с арестами, пытками, похищениями и убийствами.

Называть конфликт в Сирии гражданской войной, как будто там нет никакого агрессора и жертвы, значит совершать акт насилия. Такая маркировка не подходит для тех, кто был отравлен газом или умер в своих гостиных из-за баррельных бомб, которые до сих пор падают на города.

Определение «гражданская война» вводит в заблуждение, потому что это искажает картину того, что происходит в Сирии. Даже на пятом году революции нет городов, поселков или деревень, которые бы боролись друг с другом. Проще говоря, история Сирии — это фашистский режим, использующий различные государственные учреждения, чтобы убить людей.

Природа человека и самооборона

Мирная революция стала вооруженной. После года неописуемых зверств, осуществляемых сирийским режимом, терпение людей закончилось. Маленькие вооруженные группы были созданы для защиты пространств, где происходили гражданские протесты.

Все большее число военнослужащих ушли из армии и присоединились к революции. Эти люди имели военные навыки и информацию о воинских частях. Это помогло повстанцам обеспечить значительные объемы вооружений и боеприпасов с военных складов.

Региональные державы увеличили свое участие в Сирии. Деньги из Саудовской Аравии и Катара стали необходимостью. В течение первого года сирийцы сами финансировали революцию.

С эскалацией злодеяний режима число гражданских лиц, перемещенных и нуждающихся в помощи, резко увеличилось. В настоящее время многие потеряли бизнес из-за сожженных режимом магазинов и коммерческих хранилищ.

Иран значительно увеличил свою причастность, хотя Тегеран отрицает какое-либо вмешательство. На ранних стадиях поддержка Ираном режима Асада приняла форму технической экспертизы, контроля толпы и шпионажа в социальных сетях.

Со временем, однако, революция превратилась во множество вооруженных групп сопротивления с бессистемным финансированием и отсутствием координации.

Попытки централизации руководства и финансирования через верховный военный совет, подключенный к гражданской политической оппозиции, провалились.

Мазен Хашем