«Герника» Пикассо — современные реалии сирийской войны

25 октября 2016 1720

В 1937 году нацистская авиация разбомбила древний город Герника в горах Испании. Более 1600 человек погибли.

11 октября бывший министр Великобритании Эндрю Митчелл (Andrew Mitchell) вспомнил о бомбардировке Герники: «То, что Россия делает с ООН —повторение того, что Италия и Германия сделали с Лигой Наций в 1930 году. И они совершают в Алеппо именно то, что нацисты сделали с Герникой в испанской гражданской войне».

Сила «Герники» — заставить нас видеть преступления более чётко, это дань нравственной эффективности искусства. Митчелл вспомнил о бомбардировке баскской столицы, чтобы разбудить нас.

Португальский карикатурист Васко Гаргало (Vasco Gargalo) тем временем занялся одноименной картиной Пикассо. Его распространившаяся, словно вирус, картина «Алеппо» изображает лица Владимира Путина и Башара аль-Асада и превращает насаженную лошадь в аллегорию Соединенных Штатов.

Почему «Герника» может помочь нам увидеть правду о Сирии? Пикассо написал свой шедевр на огромном холсте в своей студии в Париже. Он выставил картину в испанском павильоне на Парижской универсальной выставке 1937 года. Это не остановило ужасы испанской гражданской войны, не спасло Испанию от 36 лет фашистского господства.

Эта работа и по сей день пророческая: каждая бомба, сброшенная на человека, делает глубокомыслие картины все более очевидным. «Герника»не является примером исторической живописи или фактической записью о том, что произошло. «Герника» — это кубистский апокалипсис, нарисованный самым революционным из современных художников.

Человеческое тело не создано для бомбардировок, и Пикассо показывает нам это. Останки солдата лежат разбросаны. Мертвое лицо ребенка написано всего несколькими простыми душераздирающими линиями. Кто-то оказался в ловушке горящего здания. Через фрагментирующую призму кубизма Пикассо заставил нас увидеть буйство ужасов. Он заставляет реагировать на них как на реальные, материальные, физические моменты невероятного насилия и боли. Абстрагируясь от реальности, «Герника» концентрирует внимание на сущности злодеяния: лицо мертвого ребенка, фигура в огне.

В 1937 году мужество этой картины должно было сказать правду в эпоху лжи. И оно делает это до сих пор. Ужасная аналогия между сегодняшним днем и 1930-х годами — это то, что истина снова подавлена ложью и пропагандой. Политики, такие как Путин и Дональд Трамп говорят, то, что хотят.

Пикассо точно знал, что он делал, когда писал «Гернику». Он пытался показать правду изнутри и уличить ежедневную ложь диктаторов. Нацистская Германия и сталинская Россия имели огромные павильоны на выставке 1937 года, но Пикассо единственный, показавший истину, человеческую реальность того мерзкого времени. И эта истина пережила всякую пропаганду.

Мы должны бороться за правду, так смело, как это делал Пикассо. Это не только бомбы, которые убивают людей в Алеппо, но и ложь Путина.

Джонатан Джонс (Jonathan Jones)