Сафван Джулак: Разделение на шиитов и суннитов – искусственный процесс
Конфликт в Сирии не только не угас, но и разгорается с новой силой. Тема сирийской войны, увы, не сходит со страниц различных изданий. Часто свое авторитетное мнение высказывают эксперты, которые в Сирии ни разу не были. Наш сегодняшний собеседник корреспондент канала «Аль-Джазира» в Украине Сафван Джулак. Сафван – сириец и, естественно, знаком с ситуацией изнутри. Наш корреспондент задал несколько вопросов касающихся религиозной составляющей сирийского конфликта.
- Мы знаем, что в Сирии живут сунниты, шииты и алавиты. Алавизм - это одна из ветвей шиизма. Якобы шииты отличаются от суннитов тем, что по шиитской идеологии возглавлять сообщество мусульман может лишь прямой наследник пророка Мухаммеда, а у суннитов может любой образованный и уважаемый сообществом мусульманин. Неужели из-за этого столько крови? Насколько важна в сирийском конфликте религиозная составляющая?
- Сейчас религиозный фактор уже важен. Есть такое правило: если ваши враги сильны, то их нужно разделить. В арабском мире нет лучшего способа, чем разделение на религиозной почве.
Например, в Ираке много шиитов и много суннитов. До того времени, как туда влезла Америка никто даже не говорил о разногласиях в идеологии. Они жили мирно, не зависимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов – искусственный процесс.
Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья шииты и алавиты, у нас общая Родина. Сирийская революция – это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого. Потом заинтересованные силы начали разжигание грязной смуты между суннитами и шиитами, чтобы они воевали между собой. И они добились этого. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну. Большие страны наблюдают, как Сирия разрушается своим народом, как народ воюет с самим собой.
Этот же процесс поедает и сирийскую оппозицию. Она очень разношерстная. Как я уже говорил, чтобы уничтожить врага его нужно разделить. Не смотря на то, что разных батальонов очень много, тем более, что их очень много, они не добьются успеха. Они должны объединяться, но они разные с идеологической точки зрения, от того и цели у каждого свои.
- Приходилось читать, что алавиты всегда были самым бедным сообществом и потому охотно шли в армию. От того и отцу нынешнего диктатора Башара Асада Хафизу Асаду было не сложно провести госпереворот, ибо все офицеры были алавиты. Это правда?
- Нет. Когда в 1970 году Хафиз Асад совершил переворот, приведший его к единоличной власти, он тогда лишь убрал всех суннитов с руководящих постов в армии и спецслужбах и назначил алавитов, которым доверял. Хафез Асад и его сын Башар доверяли руководящие должности в стране алавитам, курдам, туркменам, всем, кроме суннитов. Это продолжалось долго и в результате они сделали из Сирии королевство под названием республика.
86% населения Сирии - сунниты. Башар Асад боялся и до сих пор боится суннитов потому, что большинство должно быть во власти.
Кстати, когда началась арабская весна на улицы вышли и сунниты, и шииты, и курды и туркмены, не вышли только алавиты, ибо режим Асада - это режим алавитов. Они не вышли, но они молчали. Они знали, что свобода нужна всем. Алавиты молчали и это их ошибка.
- А что происходит там, откуда Вы родом?
- Я из города Хама, который под властью режима. Там относительно спокойно. С военно-стратегической точки зрения он не очень важен. В Хаме много беженцев из других районов Сирии. Жизнь очень дорогая, люди еле-еле выживают, но зато там безопасно.
- Спасибо за интервью!