Южный Судан: лидеры оппозиции обвинены в государственной измене
Семь оппозиционных лидеров обвинены в заговоре с целью свержения правительства президента Салвы Киира.
Заявление правительства Южного Судана о том, что оно планирует обвинить семерых ведущих оппозиционных политиков в государственной измене, поставило под угрозу хрупкий мирный процесс, спустя всего лишь несколько дней после подписания соглашения о прекращении огня в Аддис-Абебе.
С середины декабря, правительство удерживало 11 оппозиционеров в заключении в Джубе, в ожидании результатов расследования относительно их причастности к попытке переворота с целью свержения правительства.
Согласно заявлению министра юстиции Паулино Ванавилла Унаго, сделанному 28 января, расследование выявило доказательства причастности четырех из них - это Паган Амум, Ояй Денг Аджак, Маджак Д'Аготк и Эзекиель Лол Гаткух, - к заговору с целью переворота.
Три оппонента правительства, которые в настоящее время еще не задержаны, как ожидается, получат обвинения в государственной измене, - сказал министр. Речь идет о бывшем вице-президенте Риеке Мачаре, бывшем губернаторе штата Юнити, Табане Денг Гае и бывшем министре окружающей среды Альфреде Ладо Горе.
"Эти люди должны предстать перед судом и ответить за планирование и попытку осуществления переворота", - сказал Ванавилла журналистам в Джубе. "Каждый, кто намеревается изменить конституционное правительство или приостановить действие конституции или же отменить конституцию насильственным путем, совершает государственную измену". Государственная измена в Южном Судане карается смертной казнью.
Семеро остальных задержанных были обвинены в планировании "мобилизации общественности с целью свержения демократически избранного правительства", но следствие пришло к выводу, что нет достаточных доказательств для того, чтобы выдвинуть против них обвинения. Это Петер Адвок Ньяба, Денг Алор Куол, Кости Манибе, Чирино Хитенг, Мадут Биар Йел, Гиер Чуанг Алуонг и Джон Люк Джок.
"По той причине, что мы не имеем достаточных доказательств для того, чтобы преследовать этих людей по закону, мы собираемся отпустить их под залог", - сказал Ванавилла. Эти семеро сейчас пребывают в Кении. Один из оппозиционеров, бывший советник министра внутренних дел, Хамис Абдулатиф Чувал Лом, который был среди задержанных, был признан невиновным и освобожден ото всех обвинений.
Все 14 обвиняемых отрицают какую-либо причастность к предполагаемой попытке переворота. Семьи 11 задержанных избрали себе юридических представителей из числа международных адвокатов, но нет ясности относительно подробностей расследования, проводимого министерством юстиции и относительно последующих шагов, которые планирует сделать правительство.
К задержанным нет доступа
Адвокаты планируют встретиться с семерыми освобожденными мужчинами, которые находятся в Найроби, но им пока не было предоставлено позволение видеться с четырьмя задержанными, остающимися в Джубе. Также, им не было предоставлено письменное подтверждение обвинений или разрешение ознакомиться с доказательствами, на основании которых были выдвинуты обвинения.
"Мы делаем все возможное, чтобы получить доступ к задержанным", - говорит Грегор Гай-Смит, один из адвокатов, представляющих интересы четырех задержанных. "Мы не видели копии письменных обвинений или доказательств, поддерживающих эти обвинения. Нет ясности относительно того, что собирается делать министерство юстиции".
Согласно экспертам-юристам, обращение правительства с задержанными противоречит переходной конституции страны. "Слышно много разговоров о конституции, но правительство нарушает ее 20-ю разными способами", - говорит юрист-эксперт, специализирующийся на Южном Судане и отказавшийся называть свое имя. "Никто не видел ни одного документа, разъясняющего суть обвинений".
"Что я могу сказать, так это то, что конституция Южного Судана и криминальный кодекс этой страны включают ознакомление с обвинениями и предоставляют возможность ознакомиться с информацией, которая формирует их базу", - говорит Гай-Смит. "Обвиняемые должны иметь доступ к этим материалам. Они должны иметь их в письменном виде, дабы иметь возможность ответить на них".
Всеобъемлющий диалог?
Вызывающая позиция правительства также идет вразрез с духом соглашения относительно задержанных, подписанного правительством и оппозиционными элементами в правящей партии, Освободительное Движение Суданского Народа, наряду с соглашением о прекращении огня, которое было подписано в Аддис-Абебе 23 января.
По соглашению, стороны привержены "духу всеобъемлющего диалога с целью решения вопросов, связанных с нынешним кризисом в стране", и согласились начать "всеобъемлющий Процесс Национального Примирения, в ходе которого задержанные и другие политики... должны сыграть значительную роль".
Проблема заключается в том, что список обвиненных в государственной измене правительством включает именно тех людей, которые должны были бы участвовать во всеобъемлющем диалоге. До 23 июля, когда президент Киир уволил вице-президента Мачара и отстранил Пагана Амума от должности генерального секретаря SPLM, эти двое были ведущими переговорщиками от Южного Судана на переговорах с Хартумом, которые проходили по ряду важных вопросов после достижения независимости, тогда как Табан Денг подписал соглашения о прекращении огня и о судьбе задержанных от имени оппозиционного крыла в SPLM.
"Главный переговорщик от оппозиции в SPLM, Паган Амум, не смог присутствовать на переговорах", - говорит Гай-Смит. "Это может затруднить протекание переговоров в позитивном русле".
Правительство настаивает на том, что сохраняет за собой право вести расследование в отношении этих задержанных. "Недавнее соглашение о прекращении огня между враждующими сторонами имело целью определение положения обвиняемых, но не их освобождение", - сказал журналистам в Хартуме советник президента Южного Судана Салвы Киира по юридическим вопросам, Телар Ринг Денг. "Каждый, кто совершает преступление, должен быть наказан по закону".
Переговоры в опасности
Непримиримость правительства может нарушить продолжающиеся переговоры, цель которых заключается в том, чтобы положить конец конфликту в Южном Судане. Переговоры должны возобновиться в Аддис-Абебе 7 февраля, но вопрос задержанных может затянуть их. "Задержание переговорщиков служит признаком недоверия к переговорщикам", - говорит эксперт-юрист.
Соглашение о судьбе задержанных было ключевым моментом для достижения сторонами договоренности о прекращении враждебности. Изначально, Мачар настаивал на том, что оппозиция не будет участвовать в переговорах до тех пор, пока задержанные не будут освобождены, но постепенно он смягчил свою позицию и согласился на то, чтобы переговоры о судьбе задержанных велись параллельно с переговорами о прекращении огня.
Более пяти недель боев забрали жизни нескольких тысяч человек, согласно независимым оценкам, тогда как не менее 750 000 человек покинули свои дома, согласно данным последнего отчета Офиса ООН по Координации Гуманитарных Дел, опубликованного 27 января.
Ричард Нилд