Выборы в Ливии: в поисках спасения
Ливийские Братья-мусульмане вряд ли получат хороший результат на выборах в законодательное собрание.
Оценивая ситуацию в Ливии можно испытывать только оптимизм. Несмотря на продолжающиеся беспорядки и небезопасность, свыше 1,5 миллиона ливийцев, обладающих правом голоса, зарегистрировались для участия в парламентских выборах 25 июня. 1628 кандидатов, представляющих разные идеологические, политические и религиозные убеждения вступили в борьбу за 200 мест в парламенте.
Для исламистских партий, в частности, эти выборы - третьи с момента свержения бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи - будут решающими. Большинство будет участвовать в тяжелой битве за контроль над новым парламентом, как это было в случае Всеобщего Национального Конгресса (ВНК). Они обладают значительной поддержкой в стране, но ее уровень значительно уменьшился в результате их работы в ВНК. Большинство раздирающих страну зол, а также политический паралич и паралич в сфере безопасности, справедливо или нет, были вменены в ответственность исламистам.
Новый эксперимент
Многие ливийцы с энтузиазмом поддерживают выборы и этот новый демократический эксперимент. Что отличает эти выборы от предыдущих, однако, это то, что многие ливийцы не знают чего они хотят - хотя, большинство из них знают, что не хотят радикализма.
Война отставного генерала Халифы Хафтара против "Ансар аш-Шариа" в восточной Ливии очень популярна и, согласно словам генерала, кампания не закончится до тех пор, пока группировка не будет физически уничтожена - или пока ее члены не сложат оружие и не согласятся жить в условиях демократической системы.
Исламисты в Ливии могут быть разделены на две части. Одна часть, при доминировании (местных) Братьев-мусульман, желает вытерпеть демократическую переходную стадию и дождаться той поры, пока они получат всю власть и направят страну к "халифату". Для этой цели, они выдвигали многих кандидатов на всех местных, региональных и национальных выборах. Многие из этих кандидатов участвовали в избирательной кампании как независимые, и только после победы заявляли о своем союзе с Братством.
Другой сегмент исламистов пребывает под доминированием такфиритов, которые откровенно отвергают демократический процесс, свободные выборы и всякую институцию, которая не соответствует их собственной интерпретации Шариата. Для таких группировок, каждый мусульманин, поддерживающий демократический процесс, становится покинувшим лоно Ислама. Сотни людей были убиты при помощи огнестрельного оружия, а другие - были убиты посредством отсечения головы, только за то, что они защищали демократию или критиковали совершаемые такфиритами убийства.
Подобно хамелеону, Братство (ливийское) научилось приспосабливаться и быстро изменять стратегии. Понимая, что их популярность пошла на убыль, члены организации больше не концентрируются на получении самого высокого результата на выборах, они фокусируют усилия на получении специфических мест, которые они уверены, что могут выиграть. Именно так они поступили на местных выборах 2012 года.
Они продвигают такую же стратегию и на этих выборах и если полученный ими результат будет низким, они все равно будут обладать солидной фракцией в новом парламенте. Однако, их наибольшая проблема - это появление оппозиции. Их оппоненты теперь тоже организовываются и многие СМИ решили публиковать списки кандидатов и их политические связи. В действительности, либеральные СМИ пестреют именами "исламистов", участвующих в избирательной кампании в качестве независимых кандидатов. Многие из сайтов такого рода предостерегают своих читателей и призывают их не голосовать за таких кандидатов. В действительности, в восточной Ливии широко распространена озлобленность и гнев на ВНК и исламистские партии, контролирующие его - вплоть до того, что представляющим восток страны депутатам не давали покидать регион для участия в сессиях ВНК.
Стремление к нормальной жизни
Результаты голосования дадут "исламистам" голос, правда не такой громкий, какой у них был раньше. Если это правда, что второй шанс зависит от того впечатления, которое было произведено при первом шансе, то исламисты использовали первый шанс и не впечатлили. Они показали себя жадно рвущимися к власти, как и все остальные группы, и очень мало отличили себя в этическом или политическом смысле.
Во время их руководства, коррупция и теневая деятельность увеличились в размахе, условия безопасности пришли в упадок а некомпетентность стала нормой - до такой степени, что ливийцы достигли переломного момента. Если эти выборы приведут к власти парламент, который будет работать по-старому, то страна, с очень большой вероятностью, расколется, и первым отделится Восток.
Изложив вышеприведенное, следует также сказать, что есть стремление к нормальной жизни, к хорошему управлению и к искоренению некомпетентности в стране. Многое из того, что отстаивается исламистами, выглядит чуждым ливийскому обществу, это можно сказать и в отношении такого импорта, как афганского типа тюбетейки и женские чадры, появившиеся сейчас в Ливии.
Ливийцы ищут, в определенном смысле, спасение в этих выборах, и несомненно, будут пристально следить за их ходом. Независимо от результатов, однако, сам факт, что ливийцы все еще возлагают надежды на демократический процесс, опыта которого никогда не имело более половины населения страны, говорит красноречиво о том как далеко продвинулось это общество за последние три года.
P.S. На данный момент, выборы в Ливии прошли, но в них приняло участие, по предварительным сведениям, немногим более трети избирателей (несколько более 600 000 человек), хотя зарегистрировалось свыше 1,5 миллиона избирателей. Результаты выборов, как сообщается, будут объявлены в ближайшие дни.
Мансур аль-Кихья