Как изменяется политика США на Ближнем Востоке

12 марта 2021 52

Ближневосточное направление было одним из приоритетов внешней политики США во времена Дональда Трампа. Поэтому для администрации Байдена, для которой приоритетными являются восстановление отношений с Европой и усиление евроатлантического сотрудничества, этот регион уже не должен был быть столь важным. Впрочем, ближневосточное направление оказалось довольно активным в течение первых недель пребывания Джо Байдена на посту президента.

Об этом говорится в аналитическом материале кандидата политических наук, исполнительного директора YES Светланы Ковальчук, обнародованного на сайте "Европейская правда"  .

Первые шаги новой администрации показали, что Байден выстраивает свою внешнюю политику в регионе Ближнего Востока, которая отличается от линии предшественников. Целью новой ближневосточной политики США является деэскалация региональной напряженности и создания на Ближнем Востоке пространства, где люди смогут реализовывать свои стремления.

ИРАН. Одним из ключевых заданий администрации Байдена является возвращение Ирана к ядерному соглашению, подписанному во времена администрации Обамы в 2015 году. Впрочем, все  не так просто. Иран готов вернуться к договоренностям вместе с США, которые вышли из соглашения в одностороннем порядке в 2018 году, но только при условии снятия санкций. Зато США требуют возвращения Ирана к ядерным соглашениям, а снятие санкций будет уже вторым шагом. Кроме того, некоторые эксперты отмечают, что США со своей стороны стремятся к расширению существующих соглашений, что не устраивает официальный Тегеран. На практике стороны продолжают испытывать терпение друг друга.

Переговорный процесс сопровождался и определенным обострением, в частности обстрелом проиранской группировкой военных объектов в Эрбиле на территории Иракского Курдистана 15 февраля. В ответ на эти действия Вашингтон инициировал атаку на иранские силы в Сирии, расположенных вдоль границы с Ираком. Несмотря на такое обострение, США демонстрируют готовность к переговорам и дипломатические уступки в пользу Ирана, в частности в отношениях с Саудовской Аравией.

Саудовская Аравия. Отношения с Саудовской Аравией также претерпели изменения. 25 февраля 2021 года состоялся первый телефонный разговор между Джо Байденом и королем Салманом бен Абдул-Азизом аль-Саудом. Байден подтвердил поддержку Саудовской Аравии, но также отметил необходимость улучшения прав человека в этой стране и решения гуманитарной катастрофы в Йемене. 

Позже был обнародован доклад американской разведки, согласно которому наследный принц Мухаммед бин Салман, который фактически выступает правителем Саудовской Аравии, лично санкционировал убийство журналиста Джамаля Хашогги, что вызвало глубокое возмущение мировой общественности и острую дискуссию в США.

Еще ранее США заморозили продажу оружия Саудовской Аравии и ОАЭ в соответствии с многомиллиардной сделкой, заключенной во времена Дональда Трампа.

Однако США не вводят санкций против Мухаммеда бин Салмана. Дипломатическим языком, администрация Байдена фактически показала непризнание принца лидером Саудовской Аравии, однако не порывает с ним контактов окончательно. Возможно ли такое "игнорирование" в долгосрочной перспективе - особенно после того, как Мухаммед бин Салман таки сойдет на престол после смерти отца?

Вашингтон имеет множество причин поддерживать рабочие отношения с человеком, который, вероятно, будет  десятилетиями руководить страной, которая имеет решающее значение для установления мировых цен на нефть, сдерживания Ирана, борьбы с терроризмом и, если можно так говорить, способствует соблюдению мира на Ближнем Востоке.

С другой стороны, по словам госсекретаря Энтони Блинкена, хотя Соединенные Штаты продолжают свои отношения с Саудовской Аравией, "президент Байден четко заявил, что партнерство должно отражать ценности США". "С этой целью мы совершенно четко заявили, что экстерриториальные угрозы и нападения Саудовской Аравии на активистов, диссидентов и журналистов должны прекратиться, - добавил госсекретарь. - США к этому не проявят толерантности. Более того, США продолжат требовать совершенствования прав человека в пределах королевства" .

Не следует исключать и важность привлечения Саудовской Аравии к разрешению палестино-израильского конфликта. Так, ОАЭ уже согласились на нормализацию отношений с Израилем в обмен на обещание последнего не аннексировать оккупированные палестинские территории в течение не менее трех лет.

Именно Мухаммед бин Салман заявлял о готовности нормализовать отношения с Израилем, в то время как его отец отказывается это делать, опасаясь противостояния с местным населением.

Йемен. В феврале администрация Джо Байдена официально заявила о прекращении поддержки США "наступательных операций" в Йемене, подчеркивая, что военные действия привели к гуманитарной катастрофе. Внутреннее противостояние в Йемене переросло в региональный конфликт, в котором Саудовская Аравия поддерживает одну сторону конфликта, а Иран - другую. Гражданская война в Йемене продолжается с 2014 года. Сторонами конфликта являются хуситы, военизированная группировка шиитов-зейдитов, которые сохраняют верность бывшему президенту Али Абдулле Салеху, и силы, которые сохраняют лояльность к правительству Абд Раббо Мансуру Гади. Шиитских повстанцев хуситов поддерживает Иран, а администрацию президента Гади - Саудовская Аравия, ОАЭ, Сенегал, Судан, Катар, США и Франция. 

По оценкам ООН, число погибших в результате только боевых действий на конец 2019 года превысила 100 000, еще 130 000 человек умерли в результате голода и заболеваний, вызванных войной. Кроме того, с 16 февраля 2021 года  было отменено обозначение повстанческого движения хуситов  в Йемене как иностранной террористической организации и глобальной террористической группы. Соответствующее решение призвано смягчить масштабный гуманитарный кризис в Йемене и усилить дипломатические шаги для прекращения гражданской войны. "Это решение является признанием тяжелой гуманитарной ситуации в Йемене", - подчеркнул государственный секретарь США Энтони Блинкен.

 В своих заявлениях президент Байден повторяет, что в основе внешней политики США в Йемене будет уважение к правам человека и дипломатии, но ухудшение ситуации на местах, в то время как иранцы увеличивают свои инвестиции в хуситов, делает мирное разрешение этого конфликта в ближайшее время маловероятным. 

Стоит отметить, что США продолжают оказывать поддержку Эр-Рияду в противодействии атакам хуситов на саудовские территории. 

Израиль: что делать с "наследием" Трампа? В прошлом месяце (февраль 2021г. - ред) состоялся первый телефонный разговор между Джо Байденом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Хотя во время телефонного разговора стороны подтвердили неизменность стратегического союза США и Израиля, ряд экспертов отметил, что, учитывая стратегическую важность Израиля для Штатов, такой разговор должен был состояться еще раньше. И это, по мнению экспертов, стало подтверждением второстепенности Ближневосточного региона для внешней политики администрации Байдена. Впрочем, положительным является тот факт, что Джо Байден планирует оставить свое посольство в Иерусалиме, куда оно переехало при президентстве Дональда Трампа. Зато Израиль обеспокоен желанием США восстановить ядерную сделку с Ираном. Президент Байден поднял также вопрос мира с палестинцами. 

Турция. Важное значение для достижения мира и стабильности в Ближневосточном регионе имеют и двусторонние отношения между Турцией и США, которые сейчас переживают далеко не лучшие времена. Государственный секретарь Энтони Блинкен недавно заявил, что речи не может идти о личных встречах между официальной Анкарой и официальным Вашингтоном в ближайшие годы, но подчеркнул важность длительных двусторонних отношений между США и Турцией, общие интересы в противодействии терроризму, важность демократических институтов и соблюдения прав человека. 

Обе стороны пообещали усилить сотрудничество и поддержку политического решения конфликта в Сирии. 

Блинкен выразил соболезнования после смерти турецких заложников на севере Ирака и подтвердил, что США считают, что террористы должны понестиответственность.

 Однако отношение Вашингтона к Анкаре остается  достаточно прохладным. США угрожают Турции экономическими санкциями, которые связаны с покупкой российских зенитно-ракетных систем дальнего и среднего радиуса действия С-400. Анкара взамен предлагает определенные компромиссы -  не ставить С-400 на боевое дежурство и тому подобное. Но Вашингтон в это четко ответил, что ни в каких компромиссных решениях по С-400 американцы не заинтересованы.

Вместе с тем президент Эрдоган недавно заявил, что разногласия преодолеваются общими интересами Турции и США. 

Джо Байден верит в личные отношения как основу внешней политики. Имея многолетний опыт внешней политики - намного больше, чем у любого из его предшественников, - он подходит ко всем вопросам с глубоким пониманием дела. С момента вступления Байдена на пост к команде Совета национальной безопасности присоединились семь новых специалистов, которые будут заниматься ближневосточными вопросами и отчитываться Бретту Макгурку, "гуру" Байдена из этого региона. 

Однако Ближний Восток - это регион взаимосвязанных конфликтов, где события в одном месте требуют реакции в другом, и все это требует быстрых решений. Поэтому рано или поздно Джо Байден окажется в ситуации, когда возможностей для осторожного сочетание реализма и ценностей уже не будет. Тогда мы увидим, способен ли опыт и реализм Байдена противостоять реалиям Ближнего Востока.