Тунисская модель формирования национального единства: опыт и перспективы

22 сентября 2016 1647

Год назад, 9 октября 2015 года, Нобелевский комитет принял решение о присуждении Нобелевской премии мира «Квартету национального диалога в Тунисе» за вклад в продвижение страны к демократии и сохранение национального единства и мира. Как отметила председатель Нобелевского комитета Кассе Кулман Файв, Квартет «основал альтернативный, мирный политический процесс, когда страна оказалась на пороге гражданской войны».

Это событие стало исторически важным не только для самого Туниса, но и для всего арабского мира, который переживает драматический этап своего развития, а также для всего человечества.

В своем поздравлении Квартала национального диалога президент США Б. Обама подчеркнул, что его деятельность является вдохновенным напоминанием о том, что можно достичь длительного мира и безопасности, если граждане будут иметь право строить своё собственное будущее, и демократия возможна и необходима в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке.

Решение о присуждении «Квартету национального диалога в Тунисе» Нобелевской премии мира в 2015-м является оценкой в концентрированном виде и обобщением опыта и результатов молодой тунисской демократии, гражданского общества страны, которое смогло остановить сползание Туниса до ужасов гражданской войны и найти платформу и формат компромисса главных политических сил страны.

Именно Тунис стал колыбелью последней волны арабских революций, получивших название «арабская весна». В конце декабря 2010 года здесь вспыхнула «жасминовая революция», которая снесла обанкротившийся режим Бен Али и которую подхватили в Египте, Ливии, Йемене, Сирии и в других арабских странах. В авангарде политического процесса стала партия «Эн-Нахда», которая придерживалась платформы умеренного Ислама и лидером которой был выдающийся мыслитель и политик Рашид Ганнуши, чей огромный опыт, глубокое понимание как тунисских реалий, так и тенденций мирового исторического развития сыграли большую роль в современной политической истории Туниса.

Р. Ганнуши вернулся на родину в начале января 2011 года после 22 лет политического изгнания. По возвращении он заявил, что в постреволюционном Тунисе будет взята на вооружение современная модель Ислама — где религия не будет синонимом терроризма, фанатизма, экстремизма или враждебного отношения к демократии.

Во время первых парламентских выборов в октябре 2011 года «Эн-Нахда» достигла больших успехов. За нее проголосовали почти 42% избирателей, и она получила наибольшее количество мест в парламенте — 89 из 217. Из представителей этой партии и некоторых светских партий была создана коалиция.Премьер-министром страны стал генеральный секретарь «Эн-Нахды» — Хамади Джебали.

Вместе с тем, в течение следующих двух лет революции в Тунисе политическая и социально-экономическая ситуация в стране стала крайне острой. Главным фактором и источником напряжения стал конфликт относительно модели развития страны между секулярными политическими силами во главе с партией «Нидайа» (Призыв для Туниса) и «Эн-Нахда», которая, начиная с 2011 года, находилась у власти. Особенно негативную роль в обострении гражданского конфликта сыграли радикальные и экстремистские организации как с одного, так и с другого фланга. Состоялось несколько громких политических убийств, которые еще более обострили ситуацию. К началу осени 2013-го ситуация в стране подошла к прямой угрозе гражданской войны.

Однако в Тунисе удалось избежать пресловутого пути Египта, где в начале июля 2013 года состоялся военный мятеж, был насильственно свергнут законно избранный президент М. Мурси и к власти пришла военная хунта, которая запустила широкомасштабные репрессии. Именно в это время на политическую арену Туниса вошла такая новая политическая сила, которую непосредственно выдвинуло гражданское общество страны — «Квартет национального диалога». Он смог предложить такой формат решения политического кризиса в стране, который заставил главные политические партии страны, несмотря на все их большие различия в платформах, прибегнуть к диалогу, к поиску компромисса ради достижения гражданского мира и стабильности. В состав Квартета вошли 4 организации — Общий трудовой союз, Союз промышленников, торговли и ремесел, Лига прав человека и Орден адвокатов.

В конце 2013 года Квартет выступил медиатором между временным правительством, возглавляемым исламистской «Эн-Нахда», и её секулярными оппонентами через Национальный диалог. Оппозиция призвала к отставке правительства, формированию технократического правительства и созданию Конституционной ассамблеи. Квартет фактически предложил и реализовал тунисский метод продвижения к демократии. Он должен стать одним из широко применяемых механизмов, построенных на консенсусной основе, который может быть успешно использован в крайне неоднородном, разнополярном расколотом обществе для его перевода на путь развития в конструктивном направлении. Таким механизмом является форум, на котором происходят дебаты и достигается консенсус или, по крайней мере, компромисс. Вследствие взаимных уступок и компромиссов было достигнуто понимание между главными политическими силами страны. «Эн-Нахда» добровольно уступила власть, и было создано технократическое правительство, что и открыло двери для дальнейшего мирного развития Туниса на пути демократии и обеспечения прав человека. 26 января 2014 года Конституционная ассамблея проголосовала за новую 146 страничную конституцию, которая была поддержана как исламистами, так и светскими силами и которая заложила основы дальнейшего функционирования демократии в стране. Конституция обеспечила место в обществе для всех групп путем обеспечения мирной ротации власти, уважения к правам женщин и гарантии защиты свободы слова и веры. Тунисская конституция 2014 года стала самой прогрессивной во всём арабском мире.

Какие же главные факторы способствовали успеху тунисского эксперимента и внедрению тунисской модели консолидации общества?

На наш взгляд, нужно выделить такие из них:

Во-первых, это наличие сильного, ответственного, зрелого гражданского общества, которое смогло выставить на политическую авансцену в самый ответственный момент такую уникальную структуру, как Квартет национального диалога, куда вошли представители 4-х наиболее влиятельных организаций. Как отмечала председатель нобелевского комитета Кассе Кулман Файв, «эти организации представляют различные сектора и ценности тунисского общества: рабочий класс и благополучие, принципы верховенства закона и прав человека». Их авторитет, как и самого Квартета, был настолько сильным, что они вместе оказались способными заставить главные политические партии перейти к формату Национального диалога и найти общий компромисс.

Во-вторых, как отмечают аналитики, Нобелевскую премию мира следовало присудить не только Квартету, но и обобщенному образу тунисского учителя. Дело в том, что созданная французами, а затем и сохранённая в середине 50-х годов властью независимого Туниса система образования, основана на секулярных принципах и в значительно большей степени, чем во многих других арабских странах, формирует граждан. Именно поэтому, эта премия, безусловно, является успехом не только руководства Квартета, но и политической и образовательной системы Туниса.

В-третьих, во многом успешное воплощение тунисской модели консолидации общества и его дальнейшей демократизации является результатом и следствием глобальных трансформаций внутри «Эн-Нахды», партии, которая в течение почти трех лет выступала авангардом «жасминовой революции», а сегодня является важной составляющей тунисской демократической системы.

Партия возникла как тунисский филиал панарабской общественно-политической ассоциации «Братья-мусульмане» в 1981 году. В 1989 г. выбрала свое нынешнее название «Эн-Нахда» (Возрождение). В течение последних нескольких лет она отказалась от многих постулатов, которые присущи«братьям-мусульманам», с целью найти понимание со своими секулярными оппонентами, а также нашла в себе политическую мудрость и мужество добровольно отказаться от политической власти в стране, пройти через испытания на свободных и демократических выборах. Все эти новые черты и трансформации были беспрецедентными для исламистской партии.

Поражение на парламентских выборах 2014-го, когда 70% избирателей проголосовали за другие партии и она потеряла 20 мест в парламенте, вызвало довольно напряженную дискуссию в рядах «Эн-Нахды» относительно перспектив её будущего, политической и идеологической платформы. В конце концов, победила такая точка зрения, что «Эн-Нахда» должна отделить религиозную активность от политической. В своем известном интервью журналу Le Monde от 19.05.2016 года Р. Ганнуши подчеркнул «„Эн-Нахда“ пытается быть партией, которая говорит о ежедневных проблемах семей, инвалидов, а не партией, рассуждающей о наследстве, рае и т. д.».

В том же интервью Р. Ганнуши сделал важное заявление о том, что «Эн-Нахда» «оставляет политический Ислам для того, чтобы присоединиться к мусульманской демократии». Р. Ганнуши отметил, что такие экстремистские группировки, как «Аль-Каида» и так называемое «Исламское государство»перекрутили понятия «политический Ислам» и дали ему крайне негативный смысл. Избрав для своих членов название «мусульманские демократы»,«Эн-Нахда» тем самым отрезала движение от ответственности за террористические атаки в Париже, Брюсселе и в других городах.

В конце мая 2016-го Х конгресс «Эн-Нахды» поддержал судьбоносные изменения относительно нового содержания партийной политики.

Во время своей речи на конгрессе Р. Ганнуши охарактеризовал «Эн-Нахду» как «национально-демократическую партию, направленную на реформы и основанную на национальном стандарте, сформированном ценностями Ислама».

Все эти серьезные нововведения направлены на поиски партией и её лидерами оптимальной модели развития в условиях нынешнего тунисского общества, которое смогло защитить демократические ценности.

Таким образом, опыт Туниса и его гражданского общества убедительно доказал, что Ислам и демократия абсолютно совместимы и главное заключается в ответственности, профессионализме и нравственных качествах политиков. В Тунисе дилемма «секуляризм против Ислама» потерпела поражение и постепенно меняется на сплочение совместных усилий главных политических актеров вокруг решения судьбоносных проблем развития. Тунисская модель консолидации и модернизации базируется на самом феномене «арабской весны» и вобрала в себя лучшие достижения и традиции современных арабских революций. Именно поэтому она является оптимальным путем развития и прогресса республиканской части арабского мира, дает возможность объединения и консолидации различных этнорелигиозных, политических групп, достижения компромисса и решения насущных проблем той или иной страны ради её процветания.

Убедительным примером успешного продвижения Туниса на пути демократии и консолидации стало формирование нового правительства национального единства в августе 2016 года которое возглавил 40-летний Юссеф Чахед. В состав нового кабинета вошли 26 министров и 14 госсекретарей, включая женщин, молодежь и независимых министров. Трое членов правительства являются представителями «Эн-Нахды», двое бывшими членами Общего трудового союза — организации, входящей в Квартета национального диалога.

Опыт Туниса по нахождению и внедрению оптимальной модели формирования национального единства действительно имеет общемировое значение. Конечно, он является вдохновляющим примером именно для Северной Африки и Ближнего Востока. Но некоторые важные и принципиальные моменты крайне актуальны и для других стран и регионов, в том числе и для Украины. Ведь нам уже сегодня приходится решать сложнейшие вопросы достижения общенациональной консолидации. Среди таких наиболее важных аспектов тунисского опыта в контексте украинских проблем следует отметить колоссальную значимость зрелого гражданского общества, которое должно заставить политиков реализовывать настоящие национальные задачи. Также не менее важным является появление, выдвижение нового поколения политиков, а не демагогов и популистов, а тем более не откровенных приспособленцев и казнокрадов, а тех, кто действительно защитит интересы Украины и её народа.

Вячеслав Швед