Будущее Египта в тени Насера
В виду постоянных сравнений между ас-Сиси и Насером, можно ли сказать, что "культ лидера" довлеет над президентскими выборами в Египте?
Президентская избирательная кампания в Египте стартовала, и слово "Насер" засело в умах у многих. Хамдин Сабахи, единственный соперник явного фаворита Абдель Фаттаха ас-Сиси, сам является насеристом особого стиля, да и ас-Сиси часто приравнивают к великому египетскому националисту 1950-х - 1960-х годов. Тень Гамаля Абдель Насера длинна, но свидетельствуют ли сравнения о ностальгии за той эпохой и желании ее вернуть, или же они говорят о чем-то более реальном?
Ас-Сиси и Насер часто сравниваются потому что оба они военные, которые пришли в политику в критический момент в истории Египта, также оба использовали популизм для обретения харизматической популярности. Оба деятели были вовлечены в конфронтацию с Братьями-мусульманами. Они смелые и решительные, оба применяли оппортунистические подходы. Оба заработали себе среди многих египтян имидж людей дела, работающих на благо народа. Их речи являются полумерами во время нестабильности и изменения парадигмы. Многие смотрят на эту смесь фараона и "человека из народа" как на спасителя страны.
Это давняя традиция в регионе, - "культ лидера", - революция еще не искоренила эту привычку, а многие хотят ее сохранить. Однако, в действительности, два деятеля жили в очень отличающиеся одна от другой эпохи, и схожести на этом могут закончиться.
Насер был человеком, который сформировался во время борьбы с британским колониализмом. Он был активным борцом против установленного порядка (режима), молодой протестующий в Александрии, основатель революционного Движения Свободных Офицеров, и солдат в битве против создания Израиля. Как президент, он перевел эту значительную прелюдию в активную политику посредством национализации Суэцкого канала и проведения социальных и экономических реформ с широким размахом - некоторые романтизируют эти шаги, другие же усматривают в них самый источник нынешних бед.
Бывший генерал ас-Сиси не имел такой истории. Он является человеком, который упорно продвигался по военной лестнице и никогда не упускал шанса использовать выпавшую возможность. В отличие от Насера, он твердо привержен истеблишменту и армии. Если Насер продвигал революцию посредством Движения Свободных Офицеров, то ас-Сиси не преминул "появиться" в нужный момент, чтобы помочь Египту преодолеть тяжкие проблемы.
Человек своего времени
Нравится это кому-то или нет, но Насер был человеком своего времени. "Насеризм" был частью и элементом глобальной волны государственного социализма. Это была эра освобождения от колониального угнетения и надежды на то, что только (социалистическое) действие обеспечит национальный успех и большую социальную справедливость. Это также была эра прямой конфронтации с Израилем, как с другой формой угнетения арабов и их палестинских собратьев.
"Мир изменился", - сказал мне египетский репортер в связи со всеми нынешними насеристскими сантиментами. Ас-Сиси живет в другое время, с совершенно другими требованиями. Глобальный капитал является и бичом, и императивом для экономического развития. Масштаб и, прежде всего, ожидания большого количества сегодняшних граждан требуют массивного притока капитала в страну, с целью развития экономики. Более того, легендарная терпеливость египетского народа кажется менее очевидной в это турбулентное время; ас-Сиси осведомлен об этом и начал занижать ожидания. Подобно Насеру, ас-Сиси заявил, что будет добиваться социальной справедливости, но популизм в стиле Чавеса требует нефтедолларов для своего успеха, а Египет их не имеет.
Реальный вопрос, в связи с этими выборами и потом, заключается в том, сможет ли ас-Сиси или кто-то другой дать Египту то, что ему нужно. Будет ли культ лидера, или же подогревание ретроспективных насеристских сантиментов, обеспечивать продвижение вперед в этой политически раздробленной стране, которая стоит на грани финансового дефолта?
Ас-Сиси делает много шума по поводу консенсуса и необходимости жертвенности; однако, дорога в будущее нелегка и неясна. Тип политического компромисса и экономической энергичности, необходимых для продвижения страны вперед, явно в дефиците. Возвращаясь к государственной интервенции, а ля Насер, она является анахронизмом и несете в себе опасность, особенно если углубит темную сторону централизованного контроля: осведомителей и спецслужбы, во имя стабильности и высшего национального интереса.
Реальность ас-Сиси такова, что он будет вынужден решать стоит ли отказаться от своей основанной на проблеме безопасности парадигмы и прибегнуть к основанному на большем консенсусе правлению (а это нелегкий шаг для военного человека). Выбор команды и советников будет служить ранним индикатором его намерений. Возрождение экономики нуждается в стабильности, а она, в свою очередь, требует достижения некоего политического консенсуса.
Травматические периоды
За последнее короткое время Египет имел четыре травматических периода: во время правления Мубарака, SCAF, Братьев-мусульман и период времени с момента их падения. Каждый из этих периодов приводил к возмущениям и силовой реакции - ас-Сиси должен будет найти формулу для того, чтобы залечить эти раны. Он ведет свою избирательную кампанию используя лозунг, согласно которому Братья-мусульмане - это исчадие Ада и источник террора, но такая конфронтация не может обеспечить базис для выздоровления Египта. Его самые последние заявления гласят, что Братство перестанет существовать во время его правления, вряд ли осуществятся.
Подобно Насеру, ас-Сиси также взывает к глубинной силе в египетском обществе, которая была укреплена революцией: к национализму, к национальной гордости и эмоциям, которые ее сопровождают. Насер, однако, имел перед собой объект для применения своего рвения. Он мог противостоять колониальным державам, Великобритании и Франции, и сионистскому предприятию. Это было естественно и гармонично для него, указывать своему народу и своей стране, а на деле и всему Арабскому миру, на эти вызовы.
"Люди не хотят слов - они хотят только битвы - битвы достоинства", - говорил Насер.
Ас-Сиси, однако, не имеет такой роскоши. Он может попытаться использовать жупел в виде внешних врагов, но сегодня это более трудная игра. Отход от сотрудничества с США нельзя исключать полностью, как и авантюры поближе, в Эфиопии или в Ливии, но все такие шаги являются очень проблематичными. Националистический призыв к войне или конфликту может быть только временным решением проблем Египта.
Египетская революция 2011 года была вызвана внутренними несправедливостью и коррупцией, а эти проблемы все еще остаются нерешенными. Сравнения с Насером не спасут сегодня ни пребывающую в упадке туристическую индустрию Египта, ни его экономику, которая терпит стагнацию.
Насер был прямо вовлечен в само создание своей эпохи, он определял ее, служил ее стержнем. Он питал ее дух с момента славного начала до момента менее славного конца. Кто бы ни правил Египтом сегодня, ему придется обуздать дикого тигра, не подчиняющегося никому.
Революция 2011 года положила начало неукротимой динамике и огромным ожиданиям в краткосрочной перспективе, тогда как демографические и социально-экономические проблемы Египта требуют решения в долгосрочной перспективе. Ас-Сиси знает это, но если он не адаптируется быстро к требованиям своей кровавой революционной эры, то может весьма недолго пробыть у власти, а само это пребывание может стать трагичным и драматическим. От его решения зависит уйдет ли длинная тень Насера во мрак истории, подобно многим другим чаяниям, бытовавшим на древней земле в долине Нила.
Джон Белл