Когда посещение мечети Аль-Акса стало считаться процессом нормализации?
Некоторые арабы иногда совершают поездки на оккупированные палестинские территории по визам, выдаваемым оккупационными посольствами. Снова и снова возникает вопрос, считается ли посещение мечети Аль-Акса, находящейся на оккупированной территории, нормализацией или нет? Тем временем арабские чиновники постоянно дают бессмысленные заявления о том, что они делают это, чтобы служить делу палестинцев. Однако вскоре обнаруживается, что они служат только Израилю и его интересам.
Несколько дней назад средства массовой информации арабских стран с удивлением сообщили, что египетский журналист, проживающий в Стамбуле, посетил оккупированные территории и разместил свои фотографии перед мечетью Аль-Акса. Он утверждал, что «спокойствие можно найти только в домах Бога», как если бы более 82 тыс. мечетей не были домами Бога или не были спокойными.
Однако я не буду участвовать в религиозных дебатах, а скорее разберусь в политическом утверждении египетского журналиста, что его визит на оккупированные палестинские территории с израильской визой, выданной по его египетскому паспорту, не является формой нормализации отношений [с оккупантами]. Я считаю, что это — худшая форма нормализации отношений с оккупационным режимом и самая ужасная форма признания. При определении того, считается ли посещение Иерусалима и мечети Аль-Акса формой нормализации, необходимо принимать во внимание некоторые политические аспекты.
Во-первых, в случае палестинцев, проживающих дома или за границей, их посещение палестинских территорий является особым случаем и не распространяется на других арабов. В этом случае палестинцы посещают свою страну, землю и мечеть и могут сделать это в любое время и при любых обстоятельствах. Оккупирована их страна, и решение палестинцев по поводу оккупации является вопросом силы и статуса-кво. Они делают это не по своему желанию и не по причине признания оккупации. Поэтому мы можем обнаружить, что у палестинцев есть израильские документы, что они имеют дело с израильской валютой и получают израильские разрешения — ни одно из этих действий не может считаться нормализацией.
Во-вторых, граждане иностранных государств арабского или неарабского происхождения не могут посещать палестинские территории в рамках нормализации (например, граждане США, Великобритании и Турции). Это связано с тем, что между этими странами и Израилем уже существуют отношения и существует взаимное признание. Израиль не пытается строить отношения с этими странами, и в прошлом никогда не было войны между Израилем и этими странами. Это означает, что проект нормализации никогда не был реализован. Что касается арабских стран, будь то чиновники, профессионалы или граждане, их визит в Израиль является формой нормализации отношений с оккупантами.
В-третьих, посещение палестинских территорий в контексте участия в израильском мероприятии или ответ на официальное приглашение считается формой нормализации, будь то арабы или иностранцы. Те, кто принимает приглашения МИД Израиля или израильских исследовательских центров, университетов, академий, участвуют в нормализации отношений с оккупантами. Важно помнить, что некоторые престижные международные университеты и исследовательские центры бойкотируют Израиль.
В-четвертых, важно помнить, что нормализация означает интеграцию Израиля в арабский регион и рассмотрение его как естественной составляющей нашего региона.
Остается сказать, что мечеть Аль-Аксу, которая является первой мусульманской кыблой, определенно стоит посетить, но те, кто желает сделать это, должны сначала приложить усилия к ее освобождению, а затем им следует подумать, послужит ли их визит их народу или оккупантам. Мы можем встретить двух мужчин, молящихся в мечети Аль-Акса плечом к плечу, но первый может быть членом организации «Аль-Мурабитун», созданной для защиты мечети, а второй — человеком, который вручил бумаги с признанием оккупации перед входом в мечеть.
Мухаммед Айеш (Mohammad Ayesh)