Ситуация в Сомали глазами бывшего боевика
Подобно многим молодым людям своего времени, Мавлид Али Варсаме, которому сейчас 28 лет, был убежден присоединиться к "Аш-Шаббаб" после того, как эфиопские войска вошли в Сомали в 2006 году для оказания военной поддержки переходному федеральному правительству Сомали во главе с Абдуллахи Юсуфом Ахмедом.
"Много молодых людей присоединилось к группировке, чтобы воевать с эфиопами", - сказал он в интервью изданию Sabahi. "Прилагалось много усилий для того, чтобы убедить народ присоединиться к джихаду против эфиопских войск. В конечном счете, я решил присоединиться к ним в начале 2008 года".
Однако, вскоре Варсаме осознал, что так называемый джихад, к участию в котором призывала группировка "Аш-Шаббаб", был основан на ложных предпосылках. Это заняло некоторое время, но в 2012 он постепенно смог покинуть группировку и сдаться правительственным войскам.
Варсаме, который сейчас живет и работает в городе Белед Хаво, что в сомалийском регионе Гедо, говорит, что его жизнь улучшилась с тех пор, как он покинул "Аш-Шаббаб" и он удовлетворен своим нынешним положением.
В этом эксклюзивном интервью, бывший боевик рассказывает почему он присоединился к группировке "Аш-Шаббаб", о своем решении сдаться сомалийскому правительству и формулирует свое послание тем людям, которые все еще пребывают в рядах "Аш-Шаббаб".
Что вы делали в качестве члена группировки "Аш-Шаббаб"?
Мавлид Али Варсаме: Я был боевиком. Как правило, я принимал участие в битвах, которые происходили в регионе Гедо, хотя иногда нас направляли в Могадишо и в регионы Бай и Хиран. Наша работа заключалась в устройстве засад и в сражении с эфиопскими и сомалийскими правительственными войсками, которые обычно перемещались между регионами страны.
Почему вы изначально присоединились к группировке "Аш-Шаббаб"?
Честно говоря, мне сказали, что мы будем вести священную войну, и это побудило меня взять в руки оружие. Однако, позже я обнаружил, что намерение группировки "Аш-Шаббаб" - это не священная война. Их цель была править страной или же уничтожить людей, которые, по их мнению, были против их идеологии.
Я был шокирован, когда нам приказывали убивать или пытать всякого, кто был не удовлетворен политикой "Аш-Шаббаб". Была огромная разница между исламской религией и тем, как мы тогда поступали. Это привело меня к мысли покинуть "Аш-Шаббаб".
Как вы постепенно покидали "Аш-Шаббаб"?
Я решил бежать в 2010, но группировка контролировала большую часть страны в то время и правительство не имело особой силы. Мне было трудно пробраться на контролируемую правительством территорию, так что я был частью группировки до тех пор, пока не обрел возможность сдаться в 2012 году. Я сдался правительственной администрации в регионе Гедо.
Как изменилась ваша жизнь с тех пор, как вы сдались?
Клянусь Аллахом, она сильно изменилась. Я начал такую жизнь, которую мне было трудно даже представить, когда я был в рядах группировки "Аш-Шаббаб". У меня теперь есть жена и дети. У меня есть бизнес, и моя жизнь начала протекать совершенно отличным образом от того, когда я был в составе группировки.
В чем разница между тем образом жизни, который вы вели будучи членом "Аш-Шаббаб", и тем, который вы ведете сейчас?
Между ними большая разница. Это как разница между жизнью и смертью.
Когда я был в составе группировки "Аш-Шаббаб", я постоянно думал об убийстве и у меня всегда было ружье за плечами. Я был готов умереть и я был оторван от моих друзей и семьи. Я совсем не думал о будущем. Но сейчас, я думаю о моей семье и о том, как я могу устроить хорошее будущее для своих детей.
С группировкой я всегда скитался по диким местам, редко мне доводилось видеть город. Я скитался по отдаленным районам. Я участвовал в битвах не менее пяти раз в неделю. Мои уши привыкли к звукам пуль и убийство было нормальным явлением для меня.
Теперь же, я понял, что означает быть человеком. Я осознал свои ошибки и попросил прощения у сомалийского народа.
Предложило ли правительство вам какую-то реабилитационную программу после того, как вы сдались?
Нет, но несколько раз я присутствовал на проповедях сомалийских имамов, где они осуждали "Аш-Шаббаб" и говорил, что эта группировка искажает религию Ислам. Я стал убежденным в том, что они лгали о джихаде.
Каким образом "Аш-Шаббаб" искажает Ислам?
Я не видел, чтобы "Аш-Шаббаб" говорила в чем-то правду о религии. Они лгали обо всем, и каждый образованный человек сейчас не приемлет "Аш-Шаббаб". Группировку поддерживают теперь только невежественные люди и сбитая с толку молодежь, как когда-то я сам.
Чем вы теперь занимаетесь?
Я владею продуктовым магазином и я хожу в школу. Я думаю о развитии моего народа и моей страны, тогда как раньше я работал над уничтожением собственного народа.
Как сомалийский народ относится к вам после того, как вы отреклись от "Аш-Шаббаб"?
Немногие люди знают, что я был в составе "Аш-Шаббаб", но те, которые знают, не причиняют мне никаких проблем. Многие люди, вроде меня, которые ранее были в рядах группировки, теперь ведут мирную жизнь среди людей, общество приняло их.
Каково ваше послание тем людям, которые все еще состоят в рядах группировки "Аш-Шаббаб"?
Я бы сказал им, что время "Аш-Шаббаб" истекло. Если вы присоединились к группировке ради денег, то "Аш-Шаббаб" сейчас не имеет денег, поскольку группировка утратила контроль над портами, которые удерживала. А если вы были сбиты с толку, то сомалийские имамы сделали явными ошибки и ложь, допускаемые членами группировки в отношении религии.
Я призываю молодежь воспользоваться объявленной правительством амнистией, вернуться к своему народу и проявить покаяние, как это сделал я, за пребывание в рядах "Аш-Шаббаб".
Шукри Мохаммед