Саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи осудил “Грозненскую фетву”
Саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи (محمد بن عبدالرحمن العريفي), профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде, резко раскритиковал прошедшую в конце августа этого года в Грозном Всемирную исламскую конференцию «Кто такие последователи суннизма».
Как с пишет EADaily cо ссылкой на Al Jazeera, Арифи в своем твиттере осудил итоги конференции в Грозном .
По сообщению Al Jazeera, саудовский богослов объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «кяфиром» (неверным, немусульманином), а кровь Кадырова «дозволенной». То есть, Арифи сообщал своим последователям — салафитам, что у них есть право убить Кадырова, поскольку он является «врагом ислама».
EADaily напоминает, что на богословской конференции в Грозном, собравшей почти всех мусульманских лидеров России, была принята фетва, определяющая, какие направления суннитского ислама истинны, а какие ложные (так называемая «Грозненская фетва»).
Согласно «Грозненской фетве», последователями суннитского ислама являются все мусульмане, исповедующие четыре традиционных мазхаба (богословско-правовые традиции ислама — EADaily): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
“В основе ихсана суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев Абу аль-Касимом Аль-Джунайди бин Мухаммад аль-Багдади, Абдуль-Кадиром аль-Джиляни, Мухаммадом Хаваджи Бахауддином ан-Накшбанди и подобными им праведными наставниками, — говорится в „Грозненской фетве“. — Наш путь в религии — это путь, унаследованный от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от поколения к поколению, пока этот путь не дошел до нас, и до сих пор по этому пути идёт основная часть исламского мира. Руководство к следованию по этому пути преподают в Аль-Азхаре в Египте, в Аль-Карауин в Марокко и в Аз-Зайтуна в Тунисе, а также в подобных им учебных заведениях Сирии, Ирака, Северного Кавказа, Средней Азии и других стран. Тот, кто уклонился от этого правильного, истинного пути, тот уклонился от пути Ахль ас-Сунна ва аль-Джама'а и присоединился к новшеству и заблуждению».
«Грозненская фетва» определила направления, которые называют себя суннитскими, но не соответствуют исламским канонам и поэтому являются ложными и запретными для последователей религии ислам.
«Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных ученых», — говорится в фетве.
Кроме вышеупомянутых ДАИШ, «Братьев-мусульман» и «Хизб ут Тахрир», к числу псевдоисламских сект были отнесены салафиты (ваххабиты).
«Ваххабиты — последователи Мухаммада бин Абдуль Ваххаба ан-Наджди, относительно которого установлено, что он обвинял мусульман в неверии, считал их отрекшимися от религии (муртаддами) до такой степени, что разрешал убивать их, — гласит определение «Грозненской фетвы». — Эта секта имеет множество других распространенных названий. Их называют «ат-таймийя» из-за того, что они следуют многим ошибочным высказываниям в религии Ахмада бин Абдульхалима бин Таймийи (основоположник салафизма, жил в XIII веке, считается духовным учителем Мухаммеда Абдулваххаба). Их называют «салафитами» из-за того, что они ложно относят себя к праведным предшественникам («салафам»). Их также называют «аль-мадхалийя» из-за того, что они следуют такфирийским (обвиняющих мусульман в неверии) высказываниям своего предводителя раби’а бин хади аль-мадхали. Их также называют «аль ля мазхабийя» («безмазхабниками»), потому что они отвергают следование праведным мазхабам и следуют тому, что диктует им их ограниченный ум и ложное понимание. Они распространяют свои заблудшие идеи, ложно относя их к имаму Ахмаду бин Ханбалу (мусульманский богослов из Багдада, основоположник ханбалитского мазхаба ислама).
В тексте фетвы прозвучало предложение «возвратиться к школам великого знания» — «Аль-Азхару» в Египте, «Аль-Карауину» в Марокко, «Зейтуне» в Тунисе. Тем самым участники конференции низлагали авторитет салафитских вузов из Саудовской Аравии и Катара.
“Грозненская фетва” вызвала негодование у ряда представителей политических, богословских и журналистских кругов стран Персидского залива.
В частности, саудовский писатель и журналист Мухаммад Аль-Шейх написал в своем Twitter, что конференция в Грозном «проходила под наблюдением разведок России и Ирана», и единственной ее целью было «исключение Саудовской Аравии из списка стран «последователей Сунны».
Богословские круги Саудовской Аравии и Катара резко отозвались о ректоре «Аль-Азхара» Ахмеде Тайибе, который поддержал «Грозненскую фетву» и назвал ваххабизм псевдоисламским экстремистским течением.
Саудовские СМИ обвиняли Тайиба в том, что он «долгое время питался мудростью саудовских улемов», а теперь «вступил в союз с Путиным, который хочет исключить Саудовскую Аравию из мусульманского мира».
EADaily утверждает, что ливанская газета «Аль-Манар» написала о том, что в салафитских кругах Катара и Саудовской Аравии конференция в Грозном была названа «печальным событием», а главу Чечни Рамзана Кадырова назвали «сумасшедшим суфием».
Имам мечети короля Халеда в Эр-Рияде во время пятничной проповеди заявил, что на конференции в Грозном было решено «сжечь настоящих мусульман на костре».
Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи в своих видеообращениях к российским мусульманам часто обвиняет российские власти в «преследовании мусульман», а Рамзана Кадырова называет «тираном».