Проблемы суданского кинематографа
Политические проблемы и экономические трудности привели к упадку некогда активно развивающейся киноиндустрии, но многие сейчас пытаются ее оживить.
Годами подобное событие не собирало так много людей.
Сотни людей заполнили амфитеатр Школы Международного Сообщества в Хартуме, шикарной школы для детей городской элиты, некоторые даже толпились на ступеньках. Медленно опустился белый экран и после короткого вступления начался показ фильма.
Короткометражный фильм о семье суданского мигранта в Соединенных Штатах, "Фейсал едет на Запад", открыл Независимый Суданский Кинофестиваль в прошлом месяце.
"Это шаг вперед", - говорит Рамей Дауд, 23-летний актер, снявшийся в фильме "Фейсал едет на Запад". "Он может положить начало".
Кинопроизводство и кинотеатры пришли в Судан более ста лет тому назад, что сделало его одной из первых стран в Африке и на Ближнем Востоке, где появился серебряный экран. Десятки фильмов были сняты в стране, а каждая ежедневная газета подавала списки последних американских, итальянских, египетских и индийских фильмов.
Но сегодня газеты не публикуют расписания кинотеатров. Политические проблемы и экономические трудности привели к упадку некогда активно развивающейся киноиндустрии, но многие сейчас пытаются ее оживить.
"Мы обычно ходили в кино каждый день", - говорит 65-летний Махмуд Абду. "Я видел "Унесенные ветром", "Звуки музыки", "Чертова дюжина", "Вестсайдская история" и много других фильмов в кинотеатре".
Ранние фильмы
Первый фильм, который был произведен и показан в Судане, был снят в 1912 году, когда британские колониальные власти сделали документальный фильм о визите в страну короля Георга V и показали его в кинотеатре под открытым небом. Греческие иммигранты открыли первые кинотеатры в Хартуме в 1920-е годы, - в них демонстрировались немые фильмы.
""Колизей" был одним из первых кинотеатров в Хартуме, его открыли в 1935 году", - говорит Тайеб эль-Махди, председатель Sudan Film Group. "Позднее, суданские бизнесмены учредили Суданскую Корпорацию Фильмов", которая открыла больше кинотеатров, импортировала и распространяла фильмы".
В 1950-х годах, власти учредили Суданскую Организацию Кинофильмов, которая производила короткометражные фильмы, черно-белые новости и образовательные передачи. Многие, произведенные ею фильмы, были показаны по всей стране при помощи передвижных кинотеатров.
"Первым суданским фильмом стала короткая драма под названием "Бездомное детство" - о бездомных детях в 1952 году", - объяснил 60-летний Махди.
В конце 1960-х годов, суданские продюсеры начали производить полнометражные картины, первой из них стал фильм "Надежда и мечты", вышедший в 1970 году. Эти усилия, однако, натолкнулись на много препятствий и постепенно привели к тому, что было выпущено очень мало фильмов.
"Никогда не было достаточной поддержки со стороны государства или частного сектора", - говорит Махди. "И многие поверили, что кинопроизводство - это рискованный бизнес без гарантированного будущего".
Производство документальных фильмов, с другой стороны, чувствовало себя хорошо в Судане, а ряд суданских документальных фильмов получил международные награды.
"Документальные фильмы легче и дешевле производить, а Судан имеет богатую и разнообразную культуру, которая предоставляет хороший материал для документальных лент", - сказал Махди.
Суданское телевидение даже передавало еженедельное обозрение фильмов "Кино, кино", которое смотрели тысячи зрителей в 1980-х годах.
""Кино, кино" было главным шоу на телевидении", - вспоминает 55-летний Салах Абдель-Рахим, ведущий передачи. "Суданцы любят кино".
Изменение сцены
Все это изменилось после 1989 года, когда новое правительство, используя исламистские лозунги, пришло к власти. Вскоре, сторонники жесткой линии в правительстве ликвидировали Суданскую Организацию Кинофильмов и киноиндустрия, казалось, доживала последние дни.
Цензура, повышение налогов, пошлины за импорт фильмов - наряду с конкуренцией со спутниковыми телеканалами и Интернетом - сделали работающие кинотеатры неприбыльными предприятиями. Сейчас, только 1 из 14 кинотеатров Хартума продолжает работать.
Многие государственные кинотеатры, ныне разрушающиеся или уже разрушенные, были проданы. Старый кинотеатр "Колизей" стал частью штаб-квартиры полицейского спецназа Хартума, а несколько производителей фильмов покинули этот бизнес или перенесли свою деятельность за рубеж.
Спустя два десятилетия, однако, молодые суданские продюсеры, местные и из диаспоры, благодаря доступу к более дешевым технологиям, стремятся возродить отрасль.
Выросший в Великобритании, независимый продюсер Тагрид Санхури сняла документальные фильмы о конфликте в суданском регионе Дарфур, о перемещенных детях и о расколе Судана на два государства. Ее работы привлекли внимание на международных кинофестивалях в Нью-Йорке, Торонто, Амстердаме и других местах.
"Быть неправильно истолкованным и неправильно понятым" и "иметь опыт перемещения и принадлежности к двум разным мирам" - вот что привлекло ее к кинопроизводству, - как она объяснила.
Талал Афифи, 37 лет, куратор фильмов, жил в детстве около одного из старых кинотеатров Хартума. "Я обычно видел как свет прожекторов проникает за пределы здания и всегда хотел узнать как делаются фильмы".
Та детская любознательность подтолкнула Афифи к кинематографу, и в 2010 году Афифи вместе с другими - при помощи Института Гёте - учредил Суданскую Кинофабрику.
Инициатива заключается в тренировке аматоров и вдохновении продюсеров, Суданская Кинофабрика провела десятки семинаров и тренингов, помогла выпустить 33 короткометражных фильма. В ходе такой работы, родилась идея о проведении Независимого Суданского Кинофестиваля, и два фильма Кинофабрики участвовали в мероприятии в этом году.
"Пятьдесят", короткометражный фильм 24-летнего Ибрахима Мурсаля, рассказывает о путешествии монеты в 50 пиастров, по ходу того как она переходит из рук в руки, "от тех, кто не нуждается, к тем, кто не имеет ничего кроме нее". Это был один из наиболее хорошо встреченных на фестивале фильмов.
"Я был ошеломлен", - говорит Мурсаль. "Новость о том, что этот фильм был избран для показана на первом Независимом Суданском Кинофестивале стала приятным сюрпризом для меня".
Фестиваль привлек деятелей африканского кино и производителей фильмов из Судана, Египта, Эфиопии и Кении. Сайед Фуад, председатель Луксорского Африканского Кинофестиваля в Египте, был почетным гостем и был впечатлены увиденным.
"Фестиваль - это хороший шаг для возвращения кино в Судан", - говорит Фуад. "Но требуется наличие политической воли, чтобы помочь этому".
Высокие стандарты
Кинофестиваль стал первым опытом такого рода для многих в Судане, было и несколько недоработок, говорит Грахам Дубле, консультант мероприятия.
"Были проблемы", - сказал Дубле, прикрывая лицо и смеясь. "Были вопросы управления и лидерских навыков".
Поклонники старого кино, хотя и хорошо восприняли усилия фестиваля, также выразили озабоченность по поводу того, что продюсеры-аматоры могут затенить усилия кинопроизводства предыдущих времен и не дотянуться до суданских высоких стандартов.
"Больше внимания должно уделяться производству фильмов, а не фестивалям", - говорит Нассер ат-Тайеб, 57 лет, продюсер и критик.
Несмотря на проблемы и критицизм, однако, большинство положительно оценило фестиваль и будущее кино в Судане и призвало правительство оказать поддержку.
"Это жизненно важно, чтобы пребывающие у власти поняли, - кино не является врагом", - говорит Санхури.
"Посмотрите на поэзию иранского кинематографа, которая создала эстетический и визуальный язык, не оскорбляя чувства исламского общества и режима", - добавила она.
Афифи, председатель фестиваля, уже смотрит вперед. "Цель заключается в том, чтобы иметь школу кинопроизводства, кинофестиваль и киножурнал".
Посетившие кинофестиваль также были рады увиденному. "Я никогда не видела суданских фильмов", - говорит 27-летняя Наджля Салих. "Это вдохновляет".
Исмаил Кушкуш