Культура, как средство борьбы с терроризмом

19 декабря 2013 2266

Доктор Ахмед Ульд Хабиби является одним из самых выдающихся ученых-культурологов в регионе. Агентство Magharebia взяло у него интервью в Нуакшоте, дабы узнать больше о роли культуры как в создании, так и в искоренении терроризма.

Magharebia: Что может сделать культура в связи с распространением экстремизма и насилия в Магрибе?

Доктор Ахмед Ульд Хабиби: Культура предлагает подходы для решения проблемы безопасности в ненасильственной форме, так называемой "мягкой безопасности".

Magharebia: Есть ли разница между странами Магриба в подходах к этой проблеме?

Ульд Хабиби: Тунис является страной, которая познала сильную модель культурного экстремизма, даже если мы думаем, что ее культурный паттерн защищает ее от терроризма. Тунис вырвался вперед, когда встал вопрос о приобретении знания (имеется в виду сфера образования, - ред.). Очень рано в Тунисе обратились к интеллектуальной свободе, статусу женщин и месту культуры в развитии.

То что мы неожиданно обнаружили, так это то, что видимый культурный паттерн, превалирующий в Тунисе, был лишь паттерном безопасности с культурным наслоением. Оказалось, что то, что существовало, не основывалось на фундаментальных вещах и опциях для общества, а было наложено культурным кулаком аппарата безопасности.

Когда безопасность была опрокинута, культурный контекст испытал коллапс. Сегодняшний вопрос таков: куда идет тунисское общество?

Давайте наконец признаем, что хаос в сфере безопасности, пережитый Тунисом, был обусловлен тем фактом, что культурный проект не был глубоко укоренен в обществе, особенно среди элиты, которая получала образование в западных учебных заведениях.

Это стало причиной потрясения в Тунисе, освобождая место для другого проекта, будь-то "Ансар аш-Шариа", аз-Зитуна или даже модернистский проект, который отвечает ожиданиям тунисского народа. Мы этого еще не знаем.

Magharebia: Произойдет ли это и в других странах Магриба?

Ульд Хабиби: Я не думаю, что тунисская ситуация может быть применима к остальным странам Магриба, по причине различий в социальной структуре, культурных реалий и приоритетов.

Алжир, например, является социалистической страной, которая опирается на добычу нефти. Там есть два блока: один пропитан западной культурой и уверен, что модернистский проект Запада и есть решением, а другой глубоко укоренен в арабский Исламский проект. На данный момент этот конфликт остается позитивным и не перерос в насилие. Социальные методы контроля все еще сильны и сбалансированы, такие как государство, племена, институции безопасности и алжирская элита.

В Марокко мы имеем углубление в социологию знания. Большая часть модернистских и рационалистических культурных подходов во всем Магрибе была сформулирована именно в марокканских университетах. Поэтому, марокканский разум продуцирует знание, мы можем не бояться за его безопасность, ибо он способен к самокритике во временных рамках. Даже марокканские исламисты несут проект, который имеет культурное, интеллектуальное и религиозное измерения. Этот проект не желает столкновения с элитой или с обществом, и не хочет быть частью пути для всего Магриба.

Что касается Мавритании, то проблема является структурной в том смысле, что еще не поднят вопрос о знании в его модернистском формате. Есть проблема культурного и когнитивного наследия традиционных религиозных школ, известных под названием "махазер". Они богаты и глубоки, но те, на кого возложена задача управления ими, все еще цепляются за традиционные методы. Другими словами, нет когнитивного углубления...

Не был поднят вопрос и о многогранном обществе, хотя оно многогранно, и в этом кроется большая ирония. Не были подняты вопросы и о дуальной культуре, и это представляет собой большую проблему. Возникают и другие вопросы. Это традиционное или модерное общество, радикальное или открытое для других? Оно ментально все еще цепляется за юриспруденцию о зиммиях и дар уль-ислам и дар уль-куфр?

Я уверен, что "махазер" выработали сбалансированный проект, но он сейчас нуждается в современных формулировках, которые могут воплотить его в жизнь...

Magharebia: Что является источником экстремизма? Он является разновидностью культурного дефекта?

Ульд Хабиби: Я полагаю, что отрыв некоторых молодых людей от социальных, культурных и публичных норм, будь-то в насильственной или в мягкой форме, и это является отвержением самого паттерна, как такового, и бунт против него.

Это означает, что есть дефект в культурном и социальном проекте, и даже в проекте самого государства, после обретения независимости.

Проект национального государства не поднимает вопрос о культурном и когнитивном знании и не проявляет инициативу в развитии культурной политики, которая соответствовала бы чаяниям и ожиданиям молодежи этого государства.

Таким образом, молодые люди оказываются вовлеченными в спираль "халяль - харам", запретного и разрешенного, свободы и угнетения, тогда как они могут видеть, что другие общества живут спокойно и мирно.

В поисках решений, молодое поколение сбилось с пути или увлеклось другим проектом, который был в некоторой степени готовым.

Magharebia: Если мы примем вашу теорию о том, что страны Магриба страдают от культурных и социальных дефектов, толкающих молодежь к экстремизму, то что тогда произошло в Мали, где люди пребывали в мире со своей идентичностью долгое время?

Ульд Хабиби: Действительно, население северного Мали было всегда мирным и пребывало в мире с собой.

Общество на севере Мали не приняло экстремизм, но было заставлено принять его. Прибытие Мохтара Бельмохтара и Абдерразака эль-Пара в 2003 году на север Мали, вместе с похищенными выходцами с Запада, отметило начало экстремизма на этой территории. Эти группы... установили контроль над слабым, мирным и кочевническим обществом и вынудили его вовлечься в проект, который не был их проектом.

С другой стороны, исторический конфликт между туарегами и центральной властью оказался плодотворной почвой для хаоса такого рода. Террористические и джихадистские группировки, и даже некоторые освободительные движения, окопались на севере Мали. Это привело к подрыву безопасности и социальной ситуации, превратило север Мали в инкубатор всех отщепенцев из соседних стран...

Magharebia: А что можно сказать о той молодежи Магриба, которая присоединилась к этой новой террористической группировке, заложенной Бельмохтаром?

Ульд Хабиби: Недавно мы узнали об образовании "Мурабитун", группы, которая взяла себе имя, имеющее исторические и религиозные корни, восходящие к династии Альморавидов.

Альморавиды правили большей частью Магриба в прошлом. Но разве Бельмохтар и лидеры Движения Тавхида и Джихада в Западной Африке продвигают проект, похожий на проект Альморавидов? Я так не думаю. Династия Альморавидов продвигала мирный и открытый Ислам.

Эти молодые люди верят, что они оставили этот мир и таким образом хотят заслужить лучшую участь в мире ином. Как только кто-то убедит их в том, что это не единственный путь, они вернутся домой.

А что касается тех, кто продолжает сражаться против мира и против гипотетического врага, то это просто абсурд.

История учит нас, что все что начинается, непременно и заканчивается.

Джемаль Умар