Иордания: многие браки откладываются

05 мая 2014 11152

В традиционном обществе, в котором поощряются ранние браки, молодые иорданцы откладывают бракосочетания, почему?

Нисрин Саадат, 25 лет, как раз дошла до середины рассказа о том, как она встретила своего суженого, Мусу, когда зазвонил ее телефон.

"Я как раз рассказываю о нашей свадьбе!", - говорит она улыбаясь, отвечая на звонок.

"Правда? А ты упомянула о том, что я должен заплатить 20 000 долларов, чтобы жениться на тебе", - смеется он, его голос хорошо слышится из трубки телефона Nokia. Муса живет в Саудовской Аравии, работа там помогает ему накопить сумму, которую он должен выплатить, чтобы жениться и обеспечить будущую совместную жизнь. В следующий раз Нисрин увидит его на их свадьбе в Аммане, которая должна состояться спустя несколько месяцев.

"Хуже всего, что я одна - он страдает и я страдаю", - говорит она. "Он работает... в Саудии, а я здесь планирую все".

Тем не менее, Нисрин считает, что ей повезло. Несмотря на то, что ее возлюбленный находится далеко, а планирование свадьбы всецело легло на ее плечи, он относится к числу тех немногих иорданок, которые выходят замуж в таком возрасте.

Причины откладывания браков различны, но многие в Иордании называют высокую цену калыма в качестве главного препятствия. Средняя стоимость брака в Иордании составляет 14 000 долларов, тогда как средняя зарплата иорданца составляет около 500 долларов в месяц.

В настоящее время, иорданские девушки выходят замуж в возрасте около 24 лет, а мужчины - в возрасте около 29 лет. Это один из наиболее высоких возрастных показателей в мире для мужчин, которые впервые вступают в брак. От калыма и оплаты брачной церемонии до стоимости первого дома, финансовые обязательства, связанные с браком, в Иордании традиционно ложатся на мужчину.

Рами, который не назвал в интервью "Аль-Джазире" своей фамилии во избежание огласки, работает в IT-фирме, филиале большой международной организации, в богатом районе Западный Амман. Он потратил пять лет на накопление сбережений, сейчас ему 36 лет, а жениться он смог только несколько месяцев тому назад.

"Лучше бы я женился раньше. Есть такие вещи, которые ты мог делать будучи моложе, и не можешь делать сейчас", - говорит он.

Международная Организация Труда (ILO) недавно опубликовала отчет под названием "Глобальные тенденции трудоустройства",  с прогнозом на 2014 год, в котором утверждается, что показатель экономического роста в Арабском мире упал до 2,2% в 2013 году, и это ниже среднемирового показателя. "Люди не работают", - говорит Мари Кавар, региональный специалист ILO, объясняя что это неотвратимо сказывается на принятии жизненно важных решений, включая и брак. И хотя стоимость свадьбы чрезвычайно высока, необходимость в заключении браков еще никогда не стояла так остро.

"Количество людей, работающих более чем на одной работе, в Арабском мире, особенно в Иордании, увеличивается - это происходит потому что невозможно прожить на одну зарплату", - говорит Кавар в интервью "Аль-Джазире". "Поэтому человеку нужна или социальная защита, а с этим плохо в арабских странах, или же ему нужно работать на двух работах".

Айман Мухаммад, 25 лет, хочет жениться, но в виду того, что ему нужно писать дипломную работу и работа преподавателя приносит лишь около 600 долларов в месяц, это сейчас невозможно. Он признает, что культурные и религиозные причины возвышают брак на Ближнем Востоке.

"Брак - это единственный способ жить не одному здесь", - говорит Айман. "Если бы я мог сожительствовать с женщиной в полном смысле этого слова и если бы это не было запретным (харам), возможно я и не хотел бы сейчас жениться".

Брак на Ближнем Востоке является социальным маркером зрелости. Когда люди вступают в брак, они могут переехать из родительского дома, жить половой жизнью, обрести финансовую независимость и начать процесс создания жизни, которая в большей степени принадлежит им самим.

"Молодые люди находятся в затруднительном положении", - говорит Диана Сингерман, профессор Американского университета "Школа Общественных Дел" и эксперт Ближневосточной Молодежной Инициативы.

"Мы в действительности не должны говорить о молодых людях как о подростках, мы должны использовать другой термин, отображающий их долгий опыт "ожидания"", - сказала Сингерман в интервью "Аль-Джазире". "Они ждут, чтобы стать взрослыми, ждут получения работы, ждут предоставления им политических прав". 

Но некоторые не думают, что откладывание брака является чем-то отрицательным. Поскольку люди проводят больше времени за учебой, они откладывают браки, отмечает Рания Салем, профессор социологии из университета Торонто. Многие рассматривают учебу и брак как нечто несовместимое - как события, которые должны быть разделены, а не соединены в тандеме. Согласно взгляду Салем, откладывание брака - это признак развивающейся нации.

"По мне, интересно то, что общественные деятели и религиозные лидеры рассматривают поздний брак как проблему", - сказала она "Аль-Джазире". "Это говорит кое-что об ожиданиях общества относительно того, что молодые люди должны достичь и когда они, предположительно, должны этого достичь".

Все еще, воздействие отложенного брака может быть особенно трудным для женщин.

"Вы знаете, что в этой культуре родители противятся тому, чтобы молодые незамужние девушки выходили из дому сами", - говорит 24-летняя Ола, которая не сказала корреспонденту "Аль-Джазиры" свою фамилию во избежание огласки. "Если Богу будет угодно, я выйду замуж за богатого и он позволит мне путешествовать".

Линдси Конклин проводит антропологическое исследование относительно ухаживания и брака в Иордании совместно с университетом Чикаго, она провела год, при помощи стипендии Фулбрайта, опрашивая молодых иорданцев о том, как они находили своих суженых.

"Свобода - это большое дело", - сказала она "Аль-Джазире". "Если вы не состоите в браке, то вы все еще девочка. Есть определенная сила, которая приходит с браком".

На данный момент, Нисрин Саадат была вынуждена три раза откладывать свое бракосочетание.

"Мы предполагали пожениться спустя шесть месяцев после помолвки, но у нас не было достаточно денег и это было невозможно", - говорит она, объясняя что прошел уже почти год с того момента. "Но мне повезло. Если бы Муса не покинул Иорданию, он бы не был сейчас моим женихом".

Надин Аяка