Расцвет и крушение саудовской религиозной полиции

10 октября 2019 330

Роль шариатской гвардии, более известной как религиозная полиция, которая подчинена Комитету по поощрению добродетели, всегда заключалась в консультировании и просвещении общества с целью повышения уровня духовности и религиозности мусульман.

Однако после того, как Королевство заняло жесткую позицию в религиозном и социальном отношении в период после Сахвы (1979 г.), религиозная полиция отклонилась от своего первоначального предназначения. 

Эта организованная группа благочестивых людей, питаемая экстремальной идеологией и неконтролируемой властью, превратилась из друга в противника общества. 

В последние годы Саудовская Аравия провела серию реформ под названием Vision 2030, которая направлена ​​на улучшение жизни ее народа. По словам создателя реформы наследного принца Мухаммеда бен Салмана (Mohammed bin Salman), целью реформаторских изменений является возвращение общества к умеренному исламу.

Возможно, одной из наименее раскрученных, но наиболее значительных реформ было решение о лишении религиозной полиции ее неконтролируемой власти. 

Это был беспрецедентный, рискованный, но необходимый шаг, которого правительство Саудовской Аравии избегало на протяжении десятилетий.

Религиозная полиция, которая была создана в 1940 году, всегда была духовным гидом общества. 

Шейх Ахмад бин Касим Аль-Гамди (Ahmad bin Qasim Al-Ghamdi), священнослужитель и бывший директор религиозной полиции в Мекке, говорит о гармонии, существовавшей до 1979 года. 

«В те дни родители вели себя естественно. Я не помню, чтобы кто-нибудь разжигал ненависть и призывал к исключению тех, кто исповедует разные религии, доктрины или культуру. В целом, они были примером терпимости, оптимизма и открытости», — вспоминает Аль-Гамди. 

По словам шейха Ахмада, культура фанатизма, экстремизма, ненависти, смерти, отчуждения других и страха перед научным и гражданским развитием еще не проникла в систему образования. 

Школьные программы способствовали открытости, сосуществованию и независимому мышлению. 

«Наши родители, бабушки и дедушки просто выражали этот дух Саудовской Аравии через истинную и искреннюю религиозность, не зависящую от политических взглядов. Культура саудовского общества до 1979 года была умеренно религиозной», — уточняет священнослужитель. 

Аль-Гамди вспоминает, что в те времена саудовские женщины показывали себя с лучшей стороны; были сильными и уверенными в себе, свободными от необоснованных ограничений в одежде и поведении.

Но распространение экстремизма привело к снижению их статуса и исчезновению их роли в саудовском обществе. 

Точно так же творческое искусство, которое процветало, позже подверглось ограничениям.

В 1976 году религиозная полиция начала расширяться и развиваться, когда ее отделения в Хиджази и Наджде слились в одно в соответствии с Королевским указом № 64, согласно которому шейх Абдулазиз (Abdulaziz) стал президентом. 

Четыре года спустя (и после событий 1979 года) 5 сентября 1980 года был издан Королевский указ № 37 о создании рабочей системы для религиозного органа.

 Аль-Гамди считает, что это событие стало скачком в административном и юридическом отношении для религиозной полиции.

Экстремисты стремились не только сделать так, чтобы старые образы общества выглядели греховными, но и пропагандировать этот мракобесный образ за рубежом, пытаясь создать огромный цивилизационный разрыв между Саудовской Аравией и цивилизованным миром.

В то время фильмы были запрещены, музыку стали слушать все меньше, а певиц не пускали ни на телевидение, ни на радио. 

В течение 1980-х годов саудовское общество заметно изменилось из-за роли, которую сыграла религиозная полиция. 

По словам Аль-Гамди, некоторые влиятельные жители Саудовской Аравии присоединились к террористическим группам и последовали за организациями, имеющими политические мотивы, такими как «Братья-мусульмане», «Аль-Каида», а затем и «ИГИЛ».

Одним из тех, кто больше всего интересовался растущей силой религиозной полиции, был покойный король Абдулла (Abdullah). 

Его опасения подтвердились, когда в 2002 году в школе для девочек в Мекке вспыхнул пожар, и, как сообщается, сотрудники религиозной полиции были обвинены в действиях, которые препятствовали спасению, поскольку девочки не носили абая.

Как результат — 15 погибших школьниц, международный скандал и яростный, невероятно разочарованный король Абдалла. 

Однако его статус наследного принца в то время и состояние здоровья короля Фахда (Fadha) стали причиной того, что Абдалла никак не мог повлиять на полицию.

Сегодня же саудовское общество живет в лучшее время, восстановив свои социальные ценности, оптимизм и надежду на будущее. Оно борется с экстремизмом.

Саудовская Аравия также изменила свое отношение к женщинам. Отныне им разрешено выходить на стадионы, оформлять паспорта и путешествовать без согласия мужчины-опекуна, а также они имеют право выдвигать свои кандидатуры на руководящие должности.

Роль религиозной полиции стала более снисходительной.