Йеменские фотографы борются с отчаянием и травмами войны
Прошел почти год с тех пор, как Саудовская коалиция начала бомбардировки в Йемене. Жители постоянно пытаются найти новые способы, чтобы выразить чувства по поводу трагедии, разворачивающейся в их стране.
Йеменские фотографы, которые были вынуждены покинуть свою родину, не только обращаются к теме боли и тоски от разлуки со своими семьями и близкими, они также рассказывают о том, что означает быть йеменцем на своей земле и в диаспоре.
Работа таких художников, безусловно, предоставила совершенно иной взгляд на ситуацию в Йемене по сравнению с описанным в СМИ.
Последние дни моего отца
Во время революции 2011 года Джабер был одним из первых, кто поспешил на площадь в Сане. Он хотел продемонстрировать, как жители города стояли под постоянным градом пуль: «Я был поражен тем, как люди отмечают свадьбу под звуки выстрелов. Они не паниковали и не прекращали празднование».
Так родилась его серия фотографий под названием «Ситуация», изображающая сильное желание народа продолжать нормальную жизнь, несмотря на то, что происходит вокруг них.
В марте 2015 года Абдурахман Джабер (Abdulrahman Jaber) повернул объектив на личную жизнь и принял смелое и откровенное решение документировать и делиться одним из самых страшных событий в жизни − смертью его отца.
«В связи со снижением уровня безопасности и ухудшением работы служб здравоохранения, отцу было чрезвычайно трудно получить медицинскую помощь», − говорит Джабер. – «Я создал журнал его фотографий, когда был в Сане, потом я уехал в Турцию и фото делал мой брат. Спустя всего несколько недель я получил известие, что отец ушел из жизни».
Я назвал коллекцию «Последний день моего отца». Фотографии, конечно, говорят о суровой реальности жизни в Йемене, но я думаю, эти снимки − способ почтить память о моем любимом предке».
Правдивость и искренность этой серии очень сильны, ведь она отражает действительность многих йеменских семей, теряющих близких в связи с ухудшением медицинских услуг.
Фотография за пределами границ
Общественный деятель Ясмин аль-Надри (Yasmin al-Nadhri) приписывает её новый интерес к фотографии страсти к искусству и моде. Когда за несколько дней до начала войны она покинула Сану и уехала в Египет, то понятия не имела, что покинет Йемен навсегда.
Во время своих путешествий по работе в Египет, Германию и Иорданию она пристально следила за событиями в родной стране и способствовала проекту #YemeniWomenBike и кампании #YemenCoffeeBreak.
Фотограф создала коллекцию фото с йеменками, одетыми в модернизированную версию традиционного женского наряда (ситара): “Смотря на мою родную страну, опустошенную войной, я увидела, что наши женщины и девушки и в это время борются за свои права. Я хотела поддержать их”.
Во время кампании Yemen Coffee Break Ясмин была в Иордании. Она сделала снимок женщины, держащей йеменский кофе в ладонях у Цитадели Аммана.
"В то время, как Йемен все больше и больше становится поляризованным и делится на части, кофе остался одним из немногих вещей, которые объединяют людей. Кофе был символом мира для многих, кто принимал участие в этой инициативе", − говорит девушка.
Испанский художник Пабло Пикассо как-то сказал: "Искусство есть ложь, которая дает нам возможность познать истину". Альтернативное повествование того, что происходит в Йемене, созданное этими фотографами − искусство, которое стремится рассказать правду.
Афрах Насер (Afrah Nasser)