Кто такие какаи?
"Душа нуждается в реинкарнации 1000 раз, до того как воссоединится с Богом в одно целое", - говорит Раджаб Ассы Карим из Али Сарай 190 км к северу от Багдада. Ирак полон ярлыков, несколько из них, похоже, навешены на это маленькое селение в пустыне. Несколько сотен человек проживающих в саманных домах в Али Сарай, все они какаи, последователи древней доисламской веры чье выживание в этом регионе в 21 веке является удивительным. Карим знает это, и все свое свободное время посвящает тому что собирает книги для единственной библиотеки на 12 сел какаи, скопленных в одном регионе. "Мы посередине между Тикритом (родина Саддама Хусейна и оплот его сторонников) и курдской автономией в Ираке", - говорит Карим. Этот район наполнен террористами и мы для них самая легкая цель.
Руины 13 домов, разрушенных именно в этом селе, в этом году свидетельствует о насилии которому подвергается местное население. Это цена, которую приходится платить, за то что вы курд и язычник, в одном из самых нестабильных регионов Ирака. В отличии от езидов, еще одной доисламской религии, какаи говорят что сохранили подлинную веру среди курдов. Как говорят, какаизм происходит от курдского слова кака – старший брат. Какаи скрывают свои убеждения. "Они часто обвиняют нас в том, что мы не раскрываем подробности нашей веры, но это всего лишь мера безопасности что бы защитить себя от враждебного окружения", - сказал Джассим Рашим Шавзан, первый и единственный судья какаи в Ираке.
Мы живем на Ближнем Востоке, где нет демократии, свободы слова, где нет прав. Шавзан говорит, что его люди первоначально пришли из курдских гор в Иране, возле города Керманшах, что в 400 км к юго-западу от Тегерана. Эта местность усеяна духовными святынями какаи, это место где сохраняется единственное писание какаи. После столетий проживания, среди своих мусульманских соседей, какаи переняли такое табу как поедание свинины, но они по прежнему выделяются.
Большинство какаи можно легко распознать по их огромным усам, которые они отращивают. По исламской практике усы должны быть короткими и поправленными. Шавзан также говорит о периоде голодания, но в отличии от священного для мусульман месяца рамадан, для какаи этот период длится 3 дня. Судья говорит что после Саддама Хусейна Ирак все еще далек от того что конституционные права будут гарантированы национальным меньшинствам. Садам отнял большую часть нашей земли и деревень, чтобы переместить арабские семьи из других частей Ирака. С 2003 сотни наших людей были убиты экстремистами и изгнаны со своих земель. Thе RightGroupInternational, оценивает количество какаи в Ираке до 200 тыс. В докладе за 2011 год, организация осудила угрозы, похищения и убийства на территории какаи. Некоторые местные религиозные лидеры объявили бойкот, магазинам чьи владельцы неверующие. Сегодня большинство какаев согласны что их безопасность улучшится если их деревни будут под властью курдского автономного района Ирака. Насилие в этом регионе является низким по сравнению с остальной частью страны.
Сирван стоит на страже на КПП на въезде в Али Сарай. Он носит черные очки и кевларовый шлем . Его густые усы привлекают внимание...
Если мы, наконец получим шанс провести референдум, если даже будем под контролем Эрбиля (административная столица иракского Курдистана в 310 км к северу от Багдада), мы будем голосовать благоприятно и всецело. Солдат говорит, что референдум был запланирован в 2007 году, чтобы решить правовой статус спорных территорий между Эрбилем и Багдадом. Референдум остается отложенным, пока не будут приняты меры по сбалансированию ситуации. Писатель Фалакадин Какай, который выступал в качестве посредника между какаями и иракской курдской администрацией, умер в прошлом месяце. Он дважды избирался министром культуры в курдской администрации, пока не взял на себя ответственность в отношениях между Эрбилем и Анкарой. Какаи оставил страну, поверженную в насилие, которого не было видно с 2008 года. Более чем 1000 иракцев были убиты в результате нападений в июле. Другие же пытаются сохранить права какаев и их культуру. Саад Салум главный редактор журнала "Масарат" изо всех сил пытается документировать разнообразие в Ираке, прежде чем оно исчезнет. "С 2003 года, мы иракцы осознали свое разнообразие", - говорит Салум, - "Но далеко не принимаем это в качестве обогащающего знака нашей идентичности. Сегодня мы боимся своих соседей больше чем любой ракеты или оружия массового разрушения".
Карлос Зурутуза