Судан: бедных заставляют быть скромными
Закон, который позволяет наказывать ударами кнута женщин за ношение "неподобающей" одежды, применяется не одинаково в отношении разных социальных классов.
Омния Хамид чувствует себя спокойно когда бирюзовый шарф свободно покрывает ее голову. Когда она сидит за рабочим столом, шарф то и дело соскальзывает ей на плечи, и даже когда она снова натягивает его, то оно снова падает. В этом отношении Омния, офисный работник примерно тридцатилетнего возраста, похожа на многих образованных молодых женщин в Хартуме. Она покрывается, но небрежно, и чувствует себя одинаково хорошо и в юбке, и в брюках.
"Я чувствую себя очень комфортно от того, как я одеваюсь", - сказала она позднее, отдыхая на большой софе вместе с сестрами у себя дома. "Ислам - в вере и принципах, он не в том, как мы одеваемся. В действительности, у меня есть только три юбки".
"И из них одну дала тебе я!" - добавляет ее младшая сестра Морам и обе начинают смеяться.
Морам, в отличие от Омнии, всегда носит хиджаб. Лаборантка в центре женского здоровья, она тщательно покрывает волосы, носит одежду с длинными рукавами и юбки, которые достигают пола.
Их самая младшая сестра Лама, 17-ти лет, которая является студенткой и изучает программирование, носит светло-желтую футболку и черные джинсы. Она никогда не покрывается - когда есть такая возможность. Она должна покрываться когда идет на занятия в университет или в мечеть. Она говорит, что ее друзья также одеваются по-разному.
"Некоторые из моих друзей носят никаб, хотя большинство одевается так, как я", - говорит Лама.
Когда их спросили почему сестры одеваются настолько по-разному, хотя они происходят из одной семьи и живут в одной культуре, Морам ясно отвечает: "Просто мы разные, вот поэтому. Я всегда покрывалась. Именно так, я чувствую себя комфортно".
Но она добавляет, что это всецело дело ее сестер, как им одеваться. "Ислам говорит, что важно то, что у вас в сердце. И если я покрываюсь, но плохо отношусь к людям, то покрывание ничего не значит".
Угроза наказания кнутом
На фоне того, что подавляющее большинство женщин в Судане покрывает свои головы, сестры Хамид, чей отец является университетским преподавателем, показывают своим примером, что в рамках этого глубоко консервативного исламского общества многие образованные женщины из среднего класса имеют некоторый выбор относительно того как им одеваться.
Но эти опции не разделяются простыми женщинами в Хартуме, да и во всем Судане. Статья 152 уголовного кодекса, действующего с 1991 года, относительно правил общественного поведения - выведена на основе законов Шариата, введенных в 1980-х, - гласит, что те, кто одевается "неприлично" или так себя ведет могут быть наказаны ударами кнута.
Полиция по поддержанию общественного порядка, ответственная за то, чтобы этот закон соблюдался, как сообщается в суданской прессе, подвергает такому наказанию "тысячи" людей.
Группы женщин утверждают, что на практике этот закон используется для осуществления общественного контроля. Они предполагают, что полиция использует статью 152 в качестве средства для того, чтобы причинять беспокойства и мстить все увеличивающемуся классу суданской городской бедноты.
Суданские женщины-чаевницы, которые продают напитки и еду почти на каждом углу, как часто говорят, являются группой, пребывающей в центре внимания полиции. Женщины говорят, что полиция безосновательно и часто преследует таких торговок и запугивает их.
Другая группа, которая часто подвергается беспокойствам, это тысячи беженцев в Хартуме, в частности из Эритреи. Требуется, чтобы они полностью покрывались, хотя многие из них являются христианами и покрытие головы не относится к их культуре.
Сара - это не настоящее имя - женщина 30-ти лет, она прожила в Судане большую часть своей жизни, бежав от конфликта в соседней Эритрее еще будучи молодой девушкой. Хотя она дома носит джинсы и футболки, она говорит, что никогда не выходит из дому без хиджаба и абайи, длиннополой накидки, которая покрывает все тело.
"Я никогда не отважилась бы выйти на улицу не покрыв тщательно голову и я никогда не ношу брюки за пределами дома, иначе у меня будут проблемы", - говорит она. "Когда ко мне несколько месяцев назад приезжала с визитом сестра из Эритреи, то она как-то вышла из дому с покрытой головой, но в брюках. Двое мужчин пытались отвести ее в полицейский участок. Ей пришлось умолять их отпустить ее. Она была так напугана, что вообще больше не выходила из дому до тех пор, пока не пришло время уезжать".
Доктор Амин Мекки Медани, суданский правозащитник, говорит: "К сожалению, этот репрессивный закон поражает угнетенных людей больше, чем кого-либо еще: невежественных людей, бедных людей, людей, которые не могут постоять за себя, людей, которые не знают закон. Именно такие люди и становятся жертвами. Те, которых вы называете средним классом или же образованные люди могут противостоять ему".
Одна личность, которая точно противостоит, это Амира Осман, специалистка в области компьютерных технологий, которая руководит собственной фирмой. Она привлекла к этому закону международное внимание после того, как подверглась аресту во время поездки в город Джебель Аулия, чуть южнее Хартума, в августе за то, что не покрыла голову.
Никто и не ожидал, что в случае с Амирой Осман дело завершится бичеванием. Люди вроде Амиры, если обвиняются, то отделываются штрафом. Но как активистка и как борец за права женщин она старается привлечь максимальное внимание общественности к этому инциденту, к закону, который, как она говорит, нарушает ее права.
Минимизация внимания
Власти же, со своей стороны, стараются минимизировать внимание к этому закону. 19 сентября, когда ее дело пошло в суд во второй раз, там было очень много полиции, а журналистам запретили снимать. В тот день, защита добилась, чтобы дело было отложено до ноября, после чего они написали Генеральному Прокурору, прося его пересмотреть дело.
Моиз Хадра, один из адвокатов защиты, говорит: "Мы хотим прекратить процедуру против Амиры, потому что статья 152 криминального кодекса ущемляет... права человека. Мы должны отменить ее, потому что эта статья используется полицией неоправданно в отношении женщин".
Рабби Абдул Атти, один из руководителей правящей партии NCP, подчеркивает, что этот закон был "одобрен" во время действия временной конституции Судана 2005 года и остался частью ее. Но он добавил, что они (правящая партия) приветствуют дебаты относительно этого закона в свете продолжающихся консультаций по поводу новой конституции Судана.
"Общественное обсуждение - это хорошо, потому что в результате такого обсуждения появятся законы, отвечающие чаяниям людей", - сказал он.
Харриет Мартин
Источник: Aljazeera