О поджогах церквей в Египте
С момента начала массовых протестов в Египте, последовавших за смещением с должности президента Мохаммеда Мурси, СМИ регулярно публикуют сообщения о поджогах церквей в этой стране. В первую очередь, речь идет о нападениях на коптские церкви по всему Египту. Однако, по сообщениям СМИ, вскоре после разгона протестов, прокатилась волна нападений на церкви всех, существующих в стране, христианских конфессий.
Заголовки статей, при этом, были весьма характерными, - вроде "Сторонники бывшего президента совершили поджоги двух церквей в Египте" или "Исламисты поджигают христианские церкви по всему Египту" и "Подожженные церкви - зловещий сигнал для Египта".
Факт нападений на церкви, поджогов или попыток поджога, не вызывает сомнений, поскольку подтверждается многочисленными свидетельствами из разных источников. А вот вопрос относительно того, кто именно, какие конкретно силы и организации, стоят за осуществлением этих нападений, требует уточнений.
Читая сообщения СМИ, мы наталкиваемся на два определения, - это "исламисты" и "братья" (они же - "сторонники бывшего президента"). Относительно употребления термина "исламисты", ради справедливости, следует отметить, что и мусульманская пресса часто употребляет его в слишком расплывчатом смысле, как и термин "либералы в Египте". Создается впечатление, что в стране есть некий однородный лагерь исламистов и противостоящий ему, также однородный, лагерь либералов, и в качестве самостоятельного игрока действуют "военные".
При этом, выпадает из поля зрения тот факт, что оба лагеря являются далеко не однородными. Когда в Египте проходили выборы в парламент, после свержения Хосни Мубарака, то второе место заняла салафитская партия "Нур". Многие обозреватели отмечали ряд существенных отличий ее программы от таковой "Братьев-мусульман", а также тот факт, что ее представители постоянно, иногда весьма жестко, критиковали правительство Мурси и его самого за, по их мнению, слабую выраженность исламской составляющей в их практической деятельности. Когда же в стране проходили президентские выборы, то сторонники партии "Нур" голосовали за Мурси только потому, что не видели иного выхода. Да и помимо салафитов, в среде египетских "исламистов" есть ряд не таких влиятельных, иногда мелких, но зато более радикальных и даже экстремистских группировок, вроде "Такфир ва ль-хиджра", - есть мнения, что в период смуты подобные группировки способны перейти от озлобленной пропаганды к активным, особенно провокационным, действиям.
Точно так же, нельзя объединять всех либералов в одно целое. Среди них выделяется еще большее количество течений и групп, чем среди "исламистов". Обнаруживаются марксистские, левые, националистические, либерально-демократические, склонные к авторитаризму и прочие партии, группы и течения. Соответственно, отношение к захвату власти военными, к репрессиям и к будущей перспективе страны также очень различается в этой среде. Если либерал эль-Барадеи ушел в отставку и заявил о неприятии силовых действий военных, после чего против него было возбуждено уголовное дело, то либерал аль-Беблави не испытывая никакого видимого дискомфорта продолжает исполнять обязанности премьер-министра.
Что касается официальной позиции "Братьев-мусульман" относительно поджогов церквей и нападений на них, то было сделано немало заявлений по этому поводу. Открыто было высказано осуждение подобных варварских актов. Некоторые СМИ публикуют сведения о том, что на аккаунтах некоторых "братьев" в социальных сетях публикуются материалы, способствующие разжиганию ненависти в отношении христиан. Но нельзя вырывать события из контекста. В настоящее время Египет переживает тяжелые времена, членов "Братства" и его сторонников очень много в стране. И эти люди не все одинаковы. И если отдельные члены "Братства", теоретически, могли поддаться эмоциям и принять участие в нападениях на церкви, то это не отображает позицию самой организации и никоим образом не означает, что она как таковая причастна к таким событиям.
Кроме того, нельзя забывать и о возможных подлогах и провокациях. Что касается страничек в социальных сетях, то египетские спецслужбы технически могут их взламывать и использовать для публикации ложных сообщений (при этом сам хозяин странички может находиться в руках полиции или числиться пропавшим без вести во время беспорядков). Режим военных в Египте всячески старается изобразить "братьев" и их сторонников террористами и человеконенавистниками. Поэтому, нельзя исключать и возможность осуществления прямых провокаций, совершаемых с целью вызвать недовольство Братством в обществе и оправдать любые свои действия перед Западом "защитой коптов и прочих меньшинств от озверевших и злобных фанатиков-исламистов".
Читатели могут по разному относиться к Братству, могут критиковать те или иные стороны его деятельности. Но, ради справедливости, следует признать, что за все время существования этой организации, она никогда не призывала к насилию против христиан и нет оснований возлагать ответственность за нападения на церкви и их поджоги на организацию "Братьев-мусульман", как таковую.
ArabPress