О проблемах журналистики при освещении событий в Арабском мире

15 декабря 2013 5397

СМИ ежедневно публикуют огромное количество сообщений о событиях, происходящих в Арабском мире. Но, несмотря на это, понимание подлинной сущности происходящих процессов часто остается затрудненным. Это объясняется не только и даже не столько сложностью обстановки, сколько предвзятой и упрощенной подачей информации. Мы остановимся только на мусульманских СМИ и рассмотрим их основные проблемы, которые возникают при освещении событий в Арабском мире...

Нужна ли аналитика мусульманским читателям?

Просматривая исламские сайты, на которых есть опция "популярное содержимое", можно легко увидеть какие материалы пользуются наибольшей популярностью читателей. И к большому сожалению, неизменно на первых местах оказываются сообщения о наиболее кровавых событиях (особенно если они содержат много подробностей), максимально резкие заявления (особенно если в них много жесткой лексики и эмоций), фоторепортажи (с места кровавых событий, или показывающие женщин, - судя по всему, фоторепортажи о природе и архитектурных памятниках вызывают очень умеренный интерес). Серьезные аналитические статьи почти всегда находятся в самом конце рейтинга, и это без учета того, что факт открытия статьи на сайте еще не означает ее прочтения, а факт прочтения не является автоматическим подтверждением понимания ее сути.

Для понимания аналитической статьи читатель должен приложить определенные усилия. Если речь идет об аналитике по Арабскому миру, то читателю потребуются хотя бы элементарные знания географии, истории, экономики, юриспруденции и смежных дисциплин. Читать "изобличительные заявления", в которых все "виноватые" уже указаны, намного легче. Но именно такой подход и способствует укоренению самых различных стереотипов и приносит огромный вред общественному сознанию.

Возникает закономерный вопрос: нужна ли вообще аналитика мусульманским читателям? Несмотря на изложенные выше печальные тенденции, представляется, что именно аналитика нужна больше всего. Публикация таких материалов рассчитана на перспективу, - это кропотливая работа, которая способна содействовать формированию интеллектуальной зрелости общества. К тому же, как правило, большинство аналитических материалов не теряют свою ценность долгое время, - к ним могут возвращаться и перечитывать все те, кто занимается осмыслением и изучением описываемых процессов.

Что является аналитикой в понимании среднестатистического читателя?

Исходя из опыта, представляется уместным остановиться на определении понятия аналитика. Если просмотреть различные мусульманские сайты, часто можно заметить на них рубрику "Аналитика" или "Анализ". Однако, если обратиться к изучению содержимого этих рубрик, то часто может возникнуть чувство недоумения. Эта "аналитика" представляет собой, в значительной степени, разного рода заявления, памфлеты и просто потоки проклятий в адрес "Америки, которая хочет сокрушить Арабский мир и выжать его как лимон", "Запада, активно занимающегося крестовыми походами", и конечно же, "озверевших кровавых упырей-евреев", которые, обычно, ставятся на верхушку пирамиды в качестве "Тайного Правительства". То есть, такая "аналитика" сводится к умелому развешиванию ярлыков и затуманиванию мозгов эмоциями.

Сущность подлинной аналитики заключается совсем в другом, - в объективном сопоставлении фактов, выведении прогнозов и выводов на их основании. Если в таких статьях отображается предпочтение автора, то он обязан подчеркнуть, что это именно его предпочтение. Как писала французская газета Le Monde Diplomatique, автор-аналитик должен подавить в себе все эмоции и предпочтения, объективно и без искажений, не выдергивая из контекста, приводить факты и не становиться на чью-либо сторону в ходе рассмотрения этих фактов, он обязан привести аргументы всех сторон, если речь идет о политической аналитике, избегать шаблонов и стереотипов, а после этого - сделать обоснованный вывод. Именно на такую аналитику и должна нацеливаться исламская журналистика.

Тенденциозность и примитивизм

Это очень тонкий и сложный вопрос. Его можно проиллюстрировать примером того, как воспринимаются публикации о достижениях средневековой мусульманской науки и культуры. Многие люди оказываются способными сделать такой вывод, что Запад всем обязан НАШЕЙ науке и культуре. При этом они не замечают того, что огромная работа по возвращению исламского научного наследия ведется именно на Западе и западными учеными.

Вместо того, чтобы познать нечто новое, задуматься над причинами упадка мусульманской науки в прошлом, подумать о том, как возродить ее сейчас эти люди только еще больше пропитываются негативными эмоциями и могут обратить даже самые нейтральные статьи в средство разжигания ненависти! Они даже не задумываются над тем, что сами статьи часто написаны "жалкими кафирами" - западными учеными. Отдельно обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения "наш". Об этом писал еще Мухаммад Асад. Право называть достижения средневековой мусульманской цивилизации "нашими" нужно заслужить сегодняшними свершениями и достижениями, а потоки ругани из уст невежественных людей никоим образом этому не будут способствовать, скорее наоборот...

Это всего лишь эпизод, служащий отображением глубокой проблемы. Тенденциозности и примитивизму необходимо противопоставить непредвзятость и глубину освещения, это будет способствовать выработке интеллектуальной зрелости мусульманских читателей.

Фрагментарность и неправильная расстановка акцентов

Часто появляются публикации, в которых то или иное событие вырывается из контекста и освещается при неправильной расстановке акцентов. Хорошим примером служит освещение событий в Мьянме. Вряд ли можно найти такой мусульманский сайт, который не опубликовал бы никаких материалов о геноциде мусульман в этой стране. Однако, едва ли найдутся публикации на мусульманских сайтах, которые подавали бы информацию не вырывая ее из контекста.

В двух словах, суть вопроса заключается в том, что режим в Мьянме - это диктаторский режим коммунистического типа. Как любой тоталитарный режим, он стремится к максимальному контролю всех аспектов жизни граждан, к их унификации. Любые религиозные, этнические и культурные отличия порицаются. Мьянма - это многонациональная страна, в которой много национальных меньшинств. Некоторые из этих меньшинств уже давно ведут партизанскую войну против режима, все меньшинства подвергаются постоянным репрессиям и преследованиям. Не только мусульмане, но и все остальные меньшинства подвергаются гнету. Действия режима объясняются не какой-то особой ненавистью именно к Исламу, а стремлением к тотальному контролю. Естественно, мусульманские СМИ, в первую очередь, должны описывать проблемы мусульман, но для понимания причин и подоплеки событий необходимо правильно расставлять акценты и не вырывать описываемые события из контекста.

Хороший пример в этом нам подает Священный Коран, рассказывая о том, как Муса и Хызр (мир им) вместе путешествовали. Хызр продырявил лодку, которая их перевезла через реку, убил мальчика и отремонтировал разваливающуюся стену. Муса не мог понять логики этих действий, он их рассматривал "вырванными из контекста". А когда ему открылась истина, он поразился Божественной Мудрости.

"Запад - это зло" и прочие шаблоны

Не нужно много распространяться о том, какие шаблоны используются очень часто в мусульманских СМИ при упоминании Запада, Америки, Израиля и т.д. Читая такие статьи, возникает представление, что все эти страны - это воплощение абсолютного зла и с ними не о чем говорить, с ними нельзя сотрудничать, их нужно просто уничтожать. Если об этом не говорится прямо, то читатель подталкивается именно к таким выводам...

Естественно, нельзя отрицать негативных аспектов, связанных с этими странами. Нельзя забывать о том, что в них есть и откровенные исламофобы, силы, стремящиеся к политической и экономической экспансии и т.д. Нельзя отрицать того, что многие международные институции действуют неудовлетворительно, нужно принимать во внимание применение двойных стандартов и прочие моменты. Но нельзя сводить все к этому знаменателю.

Встает закономерный вопрос, если Запад - это абсолютное зло, то почему миллионы мигрантов со всего мира (включая и миллионы мусульман) так стремятся туда попасть, часто рискуя собственной жизнью? Если отбросить в сторону все детали, остается главный аспект - на Западе, более, чем где-либо действует верховенство права и демократические стандарты не являются там пустым звуком (несмотря на некоторые недостатки). Многие мусульмане воспринимают Запад с точки зрения Средневековья, но мир давно стал сложнее. Мог ли кто-то подумать в те далекие времена, когда, например в христианской Испании истребляли мусульман и евреев, что наступит день, когда по всей Европе будут открыто действовать мечети, магазины халяла, исламские банки и ходить женщины в хиджабах? Теперь это стало реальностью. Потому что, Запад проявил способность развиваться и эволюционировать. Мухаммад Икбал, великий поэт Ислама, когда-то сказал: "Абсолютное Благо и Добро - у Аллаха, абсолютное зло - это побиваемый камнями шайтан, а все остальное сущее - имеет в себе, как хорошее, так и плохое". При упоминании Запада необходимо помнить об этом и прекратить демонизацию своего окружения.

Мы говорим постоянно о применении стереотипов в отношении мусульман в мировых СМИ. Совершенно правильно, - это наш долг и мы обязаны бороться с таким явлением. Однако, мы не должны сами применять такой же подход в адрес немусульман. А мусульманские СМИ не в меньшей степени пестрят разными шаблонами и стереотипами при освещении событий в немусульманском мире. Эта тенденция должны быть преодолена если мы по-настоящему стремимся к взаимопониманию и диалогу.

Диалог или капитуляция?

В мире постоянно звучат призывы к межрелигиозному диалогу, эта тема постоянно поднимается в СМИ. Однако, встречается очень мало материалов, указывающих реальный путь к диалогу и освещающих его механизмы. Создается впечатление, что стороны хотят не столько диалога, сколько безоговорочной капитуляции (в моральном плане) оппонентов. Для многих мусульман диалог - это минареты и никабы по всей Европе, для многих христиан диалог - это полное исключение политического Ислама из общественной жизни мусульманских стран. Подлинный диалог требует компромиссов и взаимного уважения, оказания главного внимания сути, а не внешним проявлениям. При освещении в СМИ эта тема требует деликатного и глубокого подхода, иначе, она сведется к пустой риторике.

Кто виноват?

Для очень многих мусульман ответ очевиден и прост - виноват Запад, евреи, китайцы и кто угодно еще, включая их пособников на местах. Виновность во всех бедах исламского мира безоговорочно сваливается на них. При этом, совершенно выпадает из поля зрения тот факт, что фундаментальные проблемы Исламского мира были заложены очень давно, а главная из них - это невежество. Не зря многие великие умы среди мусульман постоянно твердили, что именно невежество является главным корнем всех проблем в мире Ислама. Ужасающе низкий уровень образования в мусульманских странах, наличие миллионов неграмотных людей, которыми легко манипулировать, трайбализм, повальная коррупция и отсутствие подлинной демократии - это корень, а действие внешних сил - это вода, которая поливает сей корень, позволяя ему дать обильные побеги проблем. Мухаммад Асад сказал: "До тех пор, пока мусульмане будут во всем винить внешние силы и каждая их группа будет настаивать на исключительности своих воззрений, до тех пор будут течь реки крови в мусульманском мире и он не сможет ступить на путь прогресса".

Мы много пишем о позорной стене в Палестине, которую возвел Израиль. Это правильно, - подобные деяния нужно осуждать и бороться с ними. Но много ли написано о еще более ужасной стене, которой Марокко отделило Освобожденные Территории Западной Сахары от оккупированной части этой страны? А ведь это самая длинная стена в мире - 2 500 километров и 5 миллионов мин, на которых каждый день подрываются мирные жители! Мы пишем о трагических событиях в Судане, но часто ли упоминаются совершенно точно доказанные злодеяния суданской военщины, которые и привели к расколу страны, тогда как внешние силы только приложились и постарались извлечь выгоду для себя в виду уже свершившегося факта раскола страны?

Нам следует сосредоточиться на реальной работе, на просвещении и развитии - именно это, а не поиск виновных, способно изменить ситуацию к лучшему.

Зацикливание на негативе

Это очень важный аспект. В абсолютном большинстве мусульманских СМИ наблюдается сильный перекос в сторону подачи негативных материалов, - имеются в виду материалы не плохие сами по себе, а освещающие кровавые и трагические события, упадочные явления в экономике и деградацию общества. Этому есть логическое объяснение - протекающие в Исламском мире процессы и имеющие место в нем явления побуждают к этому. В виду такой реальности, невозможно публиковать положительные материалы (условно назовем их "материалами и всем хорошем и позитивном") и негативные на паритетных началах. К большому сожалению, трагических событий и негатива намного больше чем позитива и в реальной жизни. Однако, тем более важно периодически публиковать материалы о современных достижениях науки, искусства, медицины, экологии, об успешных социальных и экономических начинаниях. Они есть, и их не так мало, как может показаться на первый взгляд. Особенно важно это для адекватного и сбалансированного представления об Арабском мире у читателей, не владеющих арабским языком, или более широко - для читателей на постсоветском пространстве, в том числе и немусульман. Чтобы для них Арабский мир не представлялся сплошным кровавым месивом, в котором кроме диктаторов и кровавых бородачей вообще ничего нет. Некоторые исламские сайты в Европе уже применили такой подход (особенно сайты на французском языке) и это незамедлительно начало приносить свои плоды.

Пренебрежение экологической проблематикой

Это является недопустимым упущением в виду нынешней экологической ситуации в мире. Огромные пространства мусульманского мира страдают от экологических бедствий и катастроф, - например, Мавритания, Ливия, Сомали, Ирак, Палестина и т.д. В условиях роста населения и ограниченности природных ресурсов ежедневного потребления (в первую очередь, воды) многие конфликты имеют "экологическую подоплеку". Много сказано о злодеяниях и авантюрах режима Каддафи, но почти ничего не говорится о том, что он был главным экологическим преступником на планете! А ведь именно его "Великая Рукотворная Река", которую уже давно назвали "Великой Могилой, Выкопанной Собственными Руками", - выкачивание миллионов кубометров подземных вод из пресноводного моря под Сахарой, - нарушила природное равновесие и поставила под угрозу жизнь более 30 миллионов человек в регионе Сахеля! Водная проблематика в Палестине и в бассейне Нила приобретает все большую остроту.

Ислам - это "зеленая религия", - он призывает бережно относиться к природе. Поэтому, мы обязаны уделять должное внимание экологической проблематике, которая с каждым днем приобретает все большую остроту.

Арабский мир - это не только Египет, Сирия и Палестина

Совершенно естественно, что значительное внимание уделяется тем странам, которые переживают наибольшие потрясения. Однако, представляется справедливым периодически публиковать обзоры и аналитические материалы о жизни других стран Арабского мира. Там также проживают наши братья-мусульмане и они достойны того, чтобы мы о них вспоминали. К тому же, на постсоветском пространстве читатели практически не получают информации о жизни многих стран Арабского мира и событиях в них.

Жители Арабского мира имеют уникальные культуры и традиции

Этот аспект вписывается в пункт о необходимости публикации большего количества положительных материалов. Однако, он достоин отдельного выделения. Читатели на постсоветском пространстве имеют весьма слабое представление о традициях и культуре жителей Арабского мира, - а в этом плане есть немало уникального и положительного, достойного упоминания. Также, следует помнить, что подача подобных материалов способствует возникновению симпатии и чувств сопереживания, готовит почву для культурного обмена и сотрудничества.

Демократия - это не просто победа на честных выборах - ее непременным условием является верховенство права, плюрализм и уважение прав меньшинств

В силу десятилетий авторитарного прошлого, многие мусульмане полагают, что демократия - это честные выборы и все, а после них победившая сторона может делать все что угодно опираясь на полученный от народа мандат. Но применение этого подхода - это прямой путь к погибели, поскольку неизбежно будет сопровождаться общественной напряженностью и насилием. Искусство компромисса, конечно с теми, кто сам к нему готов, - это необходимое условие подлинной демократии.

Возьмем абстрактный пример. Выборы президента. Явка на выборах 60% от общего количества избирателей. Из этих 60% за некоего кандидата проголосовало скажем 55%, - то есть, чуть больше 30% от общего количества избирателей в стране. Это естественная демократическая процедура, такой президент будет легитимным с точки зрения демократических стандартов. Но что будет если он начнет форсировать внедрение своих концепций и расставлять на всех ключевых позициях своих людей? А если это будет сопровождаться непродуманной риторикой? Кроме трений в обществе и угрозы конфликта ничего другого произойти не может. Это абстракция не касающаяся какого-то конкретного случая, в реальной жизни все намного сложнее, но мусульмане должны отдавать себе отчет в том, что победа на выборах не дает права заниматься волюнтаризмом. Ведь, с такой точки зрения, Гитлер, например, пришел к власти в результате честных и легитимных выборов, как и многие другие диктаторы. И в бывшем Советском Союзе пресса ежедневно трубила о "великих достижениях советской демократии", а в это время миллионы граждан гнили в концлагерях.

Компромисс - это не поражение, именно он, иногда может стать настоящей победой. Достаточно вспомнить соглашение Худайбия, которое Сам Всевышний Аллах назвал "великой победой"...

Выводы

Вывод заключается в том, что нам необходимо развивать мощный аналитический (в первую очередь аналитический, а не новостной) ресурс, с учетом вышеизложенных тезисов. В качестве наиболее подходящего примера можно упомянуть "аль-Джазиру", которая применяет максимально беспристрастный подход и старается расширять охват тематики.

Особо хотелось бы отметить, что для многих мусульман, - мы не говорим о разного рода радикалах и экстремистах, поскольку они заведомо полагают,что только они и правы, - любая критика в адрес исламистов является неприемлемой. Автора критической статьи могут обвинить даже в том, что он "продался евреям" и т.д. Не раз доводилось слышать как люди ругались из-за отношения к Мохаммеду Мурси. Для некоторых, если хоть сколько-нибудь критически высказался в его адрес - ты агент Запада или предатель. Но ведь сам Мохаммед Мурси публично признавал за собой определенные просчеты и наоборот приветствовал здоровую, дружественную, критику в свой адрес, как и М. Бадиа и многие другие лидеры Братства! Здоровая критика - это великое благо для общественного развития, поскольку она указывает на ошибки или предотвращает их совершение, способствует активизации интеллектуальной деятельности и общественной активности, служит средством проявления плюрализма. Сейчас не время для всяких апологий, сейчас время активных критических размышлений и продуманных действий, которые станут залогом успешности Арабского мира в будущем...

ArabPress