Колониализм, дегуманизация и неолиберальное государственное строительство в Палестине

21 июля 2021 21

Палестинская администрация увековечивает нарратив сионистской колонизации, который отбрасывает палестинцев как экономически отсталых.

Хотя в последние месяцы наблюдается значительный рост глобальной поддержки освобождения Палестины в ответ на попытки Израиля насильственно лишить палестинцев их домов, примечательно отсутствие одного предположительно важного игрока.

Упомянутый субъект, Палестинская администрация (ПА), вместо этого сосредоточил свои усилия на насильственном подавлении палестинских протестов, особенно тех, которые возникли в ответ на предполагаемое убийство ПА активиста Низара Баната.

Хотя участие ПА в подавлении народного протеста палестинцев может удивить некоторых, оно имеет смысл для тех, кто знаком с провалившимся проектом государственного строительства, который власть стремилась осуществлять в течение десятилетий после своего создания.

Неолиберальное государственное строительство

Одним из краеугольных камней проекта государственного строительства ПА является приверженность неолиберальным экономическим принципам, подтвержденная назначением президентом Махмудом Аббасом бывшего экономиста Всемирного банка Салама Файяда премьер-министром в 2007 году.

В соответствии с этими принципами ПА обязалась создавать институты, которые способствуют накоплению капитала как внутри территорий, которыми она управляет, так и за их пределами, даже возможно за счет воли палестинского гражданского общества и сообщества.

Файяд, возможно, ушел в отставку с поста премьер-министра в 2013 году, но ПА не отошла от своей ориентации на неолиберальное государственное строительство.

Наиболее милосердное толкование такого подхода к управлению в Палестине предполагает, что намерения ПА заключаются в том, чтобы продемонстрировать, что палестинцы могут самоуправляться.

Однако такой подход и расстановка приоритетов требует подчинения политической воли, права на самоопределение и экономической деятельности палестинцев из-за присущего ему патернализма, особенно когда он осуществляется руководством, чья собственная народная легитимность остается под большим подозрением.

Он также продолжает традицию полагаться на идеи экономического рационализма в качестве предлога и словаря для дегуманизации палестинцев, делегитимации их антиколониального сопротивления и аргументов в пользу колонизации их земли.

Исторические дискурсы об экономической отсталости Палестины

Сионистское поселение и колонизация Палестины во многом основывались на увековечивании мифов, которые стерли присутствие палестинцев на их исторической родине.

Даже среди ученых и пропагандистов, признавших присутствие палестинцев, рассказы об экономической отсталости преуменьшали ее значение и даже служили предлогом для колонизации.

Нахла Зуби описывает две основные тенденции в израильской науке об экономике Палестины под британским мандатом. Первая тенденция, представленная историком Смихой Флапаном, отстаивала существование двух отдельных «национальных экономик — еврейской капиталистической экономики, которая смогла быстро развиваться, и «традиционная и отсталая палестинская экономика», которая не смогла этого сделать из-за конкуренции и «кризиса модернизации в арабском секторе».

Вторая тенденция, представленная ветераном израильского разведывательного сообщества Ювалом Арноном Охана, преуменьшает экономическую активность большинства палестинцев, вместо этого предполагая, что акты протеста во время мандата были спровоцированы палестинской политической и экономической элитой, опасавшейся потенциального воздействия еврейской иммиграции.

По словам Зуби, это произошло потому, что Охана считал, что «британский колониализм в Палестине был движущей силой прогресса» и что еврейский капитал «предоставлял безработным феллахам широкие возможности трудоустройства», игнорируя тот факт, что феллахи (палестинские сельскохозяйственные рабочие) были были вынуждены остаться без работы в первую очередь из-за экспроприации земель, на которых они зарабатывали себе на жизнь.

В дополнение к расизму, присущему таким аргументам, вся предпосылка о том, что палестинская экономика существовала как полностью докапиталистическая во времена британского мандата, неверна; Палестина уже была важной частью мировой капиталистической системы в 19 веке.

Как и сегодня ПА и другие сторонники колониализма израильских поселенцев, эти нарративы используют расистские экономические аргументы как метод отвлечения от идеологически мотивированного лишения собственности и разрушения, с которыми палестинцы сталкивались и продолжают сталкиваться.