Последняя фабрика куфий в Палестине
Семья Хербави (Herbawi) сохранила свой бизнес на плаву, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются предприниматели в условиях оккупации и глобализации.
Текстильная фабрика Хербави тчет куфии с 1961 года. С тех пор она осталась единственной фабрикой куфий в Палестине. Перед открытием магазина в своем родном Хевроне отец Абеда Ясир импортировал традиционные головные уборы из Сирии.
После создания государства Израиль период между концом 50-х и 90-х годов отличался повышенной активностью для палестинского национального движения и особенной популярностью традиционного символа — куфии (в народе — арафатки). Клетчатый шарф стал появляться в газетах, журналах и на телеэкранах по всему миру.
Именно Ясир Арафат, основатель политической партии ФАТХ, а затем лидер Организации освобождения Палестины (ООП) больше, чем любой другой человек ознакомил неарабскую общественность с куфией и агалом. На протяжении многих лет лицо Арафата было лицом Палестины, его головной убор быстро стал неофициальным гербом государства.
На протяжении 70-х и 80-х годов семья Хербави производила в больших количествах черные и белые куфии (более 100,000 в год). Красный и белый узор вскоре тоже появился в производстве. В стране его предпочитают сторонники Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), также такая расцветка распространена в Иордании и других арабских странах.
В период между 1967 годом, началом оккупации Западного берега и сектора Газа, и Парижского протокола 1994 года, Израиль имел достаточно времени, чтобы сделать палестинское экономическое развитие медленным и зависимым. “Когда куфии, сделанные в Китае, начали доставлять в Палестину, наши станки замолчали”, — сказал Хербави. Сократился спрос и производство палестинских куфий. Только недавно, в 2013 году, начали добавлять 35 процентов наценки на китайский и другой импорт.
Для того, чтобы оставаться конкурентноспособными, Хербави продают куфии также через интернет. Это делает возможным продажу товара в любую точку мира. Расцветку можна заказать какую угодно, но палестинцы предпочитают традиционную бело-черную.
Параллельно с историей в Палестине, куфии имели свою собственную жизнь в Европе и США. Если на протяжении 60-х годов владельцы этого головного убора асоциировались с боевым меньшинством, восстающим против войны или сражающимся за социальную справедливость, то в конце 90-х и в начале 2000-х годов — после второй Интифады и войны в Персидском заливе — американские комментаторы, как правило, называют носителей куфии сторонниками «терроризма».
Это произошло, в частности, когда куфия попала и в уличные киоски, и в большие магазины моды. Некоторые осудили это как моду на «терроризм», другие видели ее в качестве символа конечной деполитизации, третьи же считали куфию символом повышения осведомленности о Палестине и Израиле и о продолжающейся военной оккупации.
Добавление цвета к образцу куфии — хорошая стратегия для бизнеса. Такой головной убор могут носить даже политически сознательные клиенты и туристы.
Конечно же, такую традицию, как куфию стоит сохранить, чтобы и молодые поколения могли видеть и носить этот национальный головной убор.