Израиль: узаконенный расизм

29 февраля 2016 2603

3 января двух палестинцев сняли с рейса «Эгейских авиалиний» (Aegean Airlines) Афины – Тель-Авив после того как израильтяне-евреи заявили что те представляют «угрозу безопасности». Инцидент широко освещался мировой прессой. Через месяц клининговая компания из Тель-Авива вызвала негодование своим рекламным проспектом с расценками за услуги в зависимости от этнической принадлежности. Об этом случае тоже писала пресса.

Для некоторых подобные эпизоды – доказательство расизма, которым, по мнению критиков, насквозь пропитано израильское общество. Для других – это отдельные примеры фанатизма и идиотизма. На самом деле, оба толкования неверны. Хотя эти инциденты получили широкую огласку и переходят из уст в уста, за ними скрывается тот факт, что расизм в Израиле имеет статус закона.

 

Узаконенное неравенство

Во-первых, неравенство в Израиле носит официальный характер. В противоположность распространенному мнению, государство не гарантирует полное равенство еврейских и палестинских граждан. Согласно формулировке израильской «Ассоциации за гражданские права», «равноправие в большинстве аспектов жизни еще не закреплено законом».

«Равенство не может быть признано на конституционном уровне», пишет профессор юриспруденции Эяль Гросс (Aeyal Gross), поскольку это оспорило бы «неравенство, сформированное благодаря полной идентификации государства с одной группой» населения.

Из основополагающих законов Израиля ближе всего к конкретизации обязательств по обеспечению равноправия стоит «Основной закон о достоинстве и свободе человека», принятый в 1992 году. Так как Израиль не имеет официальной письменной конституции, вместо нее действуют различные «Основные законы», принимавшиеся в разные годы в отношении ключевых вопросов.

Но даже здесь равноправие не «признано автономным правом, имеющим самостоятельное значение». Примечательно, что только в прошлом месяце Кнессет проголосовал против законопроекта, призывающего к включению положения о равноправии в «Основной закон о достоинстве и свободе человека».

Более того, «Основной закон» допускает нарушение прав, руководствуясь любым «законом, соответствующим ценностям государства Израиль». Данная оговорка закладывает фундамент «для придания значительного веса природе Израиля как еврейского государства и его целям в ущерб тем или иным фундаментальным правам».

По словам бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака (Aharon Barak), «Израиль отличается от других стран. Это не только демократическое государство, но это и еврейское государство». То есть, Израиль это не государство для всех граждан, и это спокойно признают высокопоставленные лица.

Во-вторых, палестинские граждане Израиля сталкиваются с систематической дискриминацией в области законодательства и политики, о чем свидетельствуют примеры в сфере земельных и жилищных законов, семьи, иммиграции.

В 43% израильских городов жилищные комиссии имеют право отсеивать заявителей на почве «несоответствия социокультурной ткани» города. Эти комиссии, руководствуясь законом, «зачастую не допускают арабов к проживанию в сельских общинах», отмечают «Стражи прав человека» (Human Rights Watch).

В 2014 г. Верховный суд отклонил петицию против таких комиссий. Этот вердикт был раскритикован за легализацию «принципа сегрегации в жилищном вопросе». Такие небольшие общины также «осуществляют контроль над значительными земельными участками» через региональные советы, в состав которых они входят.

Палестинские граждане также подвергаются дискриминации в плане семейной жизни. «Закон о гражданстве и въезде в Израиль», принятый в 2003 г., «вводит строгие ограничения на право израильских граждан… подавать прошение о выдаче разрешения на въезд и проживание в Израиле для их супругов и детей из оккупированных Палестинских территорий с целью воссоединения семьи».

Согласно характеристике, данной одним высокопоставленным чиновником ЕС, этот закон, по сути, разделяющий семьи палестинцев, устанавливает «дискриминационный режим, ущемляющий палестинцев в такой чувствительной области как семейное право».

В 2012 Верховный суд Израиля постановил оставить закон без изменений на том основании, что «права человека  не являются предписанием для самоубийства нации», т.е. в очередной раз «расистский закон» был одобрен в судебном порядке.

Для бывшего премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon) это был «демографический закон». «Нет необходимости прятаться за аргументами о безопасности», признал он. «Есть необходимость в существовании еврейского государства».

 

Вечный статус-кво

В то время как палестинские граждане Израиля страдают от ограничений их права на воссоединение семьи, еврейские граждане пользуются преимуществами дискриминационных законов об иммиграции.

Израильские «Закон о возвращении», «Закон об имуществе отсутствующих лиц», «Закон о гражданстве», принятые в 1948-1950 гг., создали реальность, согласно которой любой еврей в мире может переехать в Израиль и потребовать гражданства, тогда как выдворенные палестинские беженцы лишались гражданских прав и до сих пор не имеют права на возвращение.

Израильские законы «создают три пути натурализации»: высший путь – для евреев, второй – «для иностранных граждан-неевреев, которые имеют право подавать заявление о предоставлении статуса резидента путем проведения индивидуальных интервью и проверки биографических данных», и третий, совсем непривилегированный – для «палестинцев/арабов/мусульман, являющихся супругами палестинских граждан Израиля, которым запрещен въезд с целью воссоединения семьи».

В-третьих, 4,5 млн. палестинцев живут при израильском военном режиме на Западном берегу и в Секторе Газа в условиях оккупации, которая длится уже 49 лет из 68-летней истории государства. То есть, каждый третий житель территории, пребывающей под контролем Израиля, не является гражданином, а значит, является субъектом военного, а не гражданского права.

Важно помнить, что территория, оккупированная Израилем после 1967 г., на практике не отличается от остальной территории государства: более чем в 200 здешних колониях проживает 600 000 евреев, происходит экспроприация земель, эксплуатация природных ресурсов и инфраструктуры – водоснабжения, телекоммуникаций, транспортной системы – связывающей Западный берег с территориями, оккупированными до 1967 г.

На Западном берегу и в Секторе Газа палестинцы, живущие при военном правлении внутри этого, фактически, единого государства, подвергаются жесткой политике дискриминации и сегрегации, а также военным жестокостям и репрессиям – это не секрет, HRW писала об этом в 2010 году.

«Палестинцы сталкиваются с систематической дискриминацией только на основании этнического и национального происхождения, их лишают электричества, воды, школ, доступа к дорогам, тогда как еврейские поселенцы, живущие по-соседству, пользуются всеми этими благами, предоставляемыми государством».

Для реализации этой двойной системы израильские военные устраивают ночные облавы, задерживают палестинцев без суда и предъявления обвинений, пытают задержанных, подавляют любые виды сопротивления, в том числе невооруженные протесты, с применением смертоносного оружия.

Кто в ответе за все это – за узаконенную дискриминацию, расистские законы, военное правление, при котором живут более 4,5 млн. палестинцев? Все израильские правительства, начиная с 1948 г.

Грубый расизм отдельных лиц – в греческом самолете или в тель-авивской клининговой компании – возможно, и попадает на первые полосы газет, но создало и пытается увековечить колониальный статус-кво израильское государство с его институтами, и за это оно должно быть привлечено к ответственности.