Исламское искусство в музеях мира. Доха

20 апреля 2020 139

Катар — небольшое арабское государство на Аравийском полуострове, имеющее древнюю историю и культуру.

Древнегреческий историк Геродот одним из первых упоминает о катарцах, называя их искусными мореплавателями. Жители Катара приняли ислам в 628 году, вместе с большинством племен Аравии. С этого момента Катар вошел в состав Арабского халифата.

В 11 веке, в результате распада халифата, Катар впервые обрел государственную независимость.

В дальнейшем Катар неоднократно становился объектом внимания великих государств, которые стремились использовать его выгодное географическое положение. В разное время он входил в состав Португалии, Османской империи, Ирана, Великобритании.

В начале ХХ века британское правительство навязало правящему в государстве клану соглашение о протекторате. Окончательно, независимость Катар обрел лишь в 1970 году.

К этому времени в стране были открыты огромные запасы нефти и газа (третье место в мире по разведанным запасам газа), что позволило начать быструю модернизацию экономики.

В настоящее время по уровню ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения Катар занимает первое место в мире.

Столица государства — город Доха.

Большинство катарских мусульман — сунниты.

В стране построено свыше 1800 мечетей. Древняя арабская культура, в сочетании с мусульманскими традициями, сделала возможным формирование уникальной культурной среды, позволившей реализовать грандиозный проект — Музей исламского искусства в Дохе. Он был построен в 2008 году при активном участии известного американского архитектора китайского происхождения Бэй Юй Мина.

Здание музея, расположенное на берегу Персидского залива, в полной мере отражает традиции арабской архитектуры Аравийского полуострова. Одновременно с этим оно является современным высокофункциональным сооружением, которое включает в себя, помимо экспозиционных залов, библиотеку, конференц-зал, информационный центр, а также помещения для проведения выставок исламского искусства из собраний зарубежных музеев.

В музейный комплекс также входит ресторан, кафе, сувенирные магазины и парк семейного отдыха, который пользуется большой популярностью у гостей и жителей Дохи.

Инициатором создания музея был шейх Аль-Тани.

В интервью телеканалу «Аль-Джазира» он рассказал о своем видении исламского искусства в современном музейном пространстве, в частности такое:

«Исламская история включает в себя один из самых важных этапов развития человеческой цивилизации. Обычно цивилизации оцениваются по их художественному наследию, и мы хотели показать миру уникальность и утонченность искусств и ремесел, созданных исламской цивилизацией. Исламское искусство создавалось в регионах, которые занимали две трети средневекового мира, простирающегося от Индонезии до Марокко и Мавритании. Кроме стран, которые находились под исламским правлением, существовали также государства, в которых присутствовали исламские общины, такие как Испания, Китай и южная Италия. В музее представлено тысячелетие исламского искусства — произведения, созданные примерно в то время, когда ислам укоренился в 7–18 веках. Мы считаем, что этот этап очень важен в истории человечества».

Говоря об особенностях Музея исламского искусства, которые отличают его от подобных музеев в других странах мира, шейх Аль-Тани сказал: «Мы — не этнографический музей, который занимается экспонированием предметов быта. Мы сосредоточились на исламском искусстве, надеясь раскрыть миру достижения и вклад ислама в мировую цивилизацию, а также показать их влияние на достижение мусульманами вершин научной и художественной славы. Позволю себе привести один небольшой пример того, как исламское искусство и наука влияли на развитие человеческой истории и инноваций. Мало кто знает, но до 15-го века, Ватикан использовал при вышивании папской мантии буквы арабского алфавита. На средневековых керамических плитах в Европе были обнаружены исламские мотивы, в частности надписи „Мухаммад“ (в отношении Пророка ислама) и „Аллах“. Конечно, нет проблем с написанием слова Аллах, потому что Европа и арабский мир поклоняются одному Богу, но, тем не менее, поразительно обнаружить, что такие исламские образцы можно найти на немусульманских европейских предметах. Эти конкретные вопросы не отображаются должным образом нигде, кроме Музея исламского искусства в Катаре».

Общая площадь залов музея, предназначенных для экспонирования предметов искусства, составляет 45 тыс. кв. метров.

В них представлены произведения, выполненные мастерами из Аль-Андалуса (Испания), Индии, Ирака, Египта, Марокко, Индонезии, Сирии, Бахрейна, Омана, Ирана и Средней Азии.

Особой гордостью катарского музея является уникальная коллекция древних исламских манускриптов, в состав которой входит 800 рукописных Коранов, созданных в период с 7 по 19 вв.

В экспозиции представлено две из пяти известных страниц самого большого в мире Корана, изготовленного афганскими переписчиками в китабхане Герата по указанию тимуридского принца Байсонкура (1397–1433).

В музее экспонируется уникальная коллекция стеклянной посуды из стран Ближнего Востока, жемчужиной которой является ведерко из эмалированного стекла, созданного мастерами государства мамлюков в середине 14 века. Это один из пяти подобных предметов в мире. Ведерко использовалось для омовения рук до и после еды. По центру ведра сделаны надписи на арабском языке: «Я — игрушка для рук» и «У меня прохладная вода». Ведерко поражает мастерством художественного исполнения, которым отличались мастера исламского средневековья.

Коллекция изделий из металла в Исламском музее в Дохе напоминает не только о славной истории побед Арабского халифата и Османской империи, но и о выдающихся достижениях мусульманских ученых.

Среди экспонатов, следует выделить самую древнюю исламскую астролябию, изготовленную в Ираке и датированную 9 веком.

Астролябия — это двухмерная карта звездного неба, на которой показано движение небесных тел. Слово происходит от греческих слов «астро» и «лабона» («берущая звезды»).

Созданная в Древней Греции астролябия была существенно усовершенствована в государствах ислама. Ее использовали в своей работе такие выдающиеся ученые как аль-Хорезми, аль-Бируни, ас-Суфи и аль-Аструлаби.

Помимо постоянной экспозиции Музей исламского искусства в Дохе проводит регулярные тематические выставки. Этому способствуют соглашения, заключенные с крупнейшими музеями мира, такими как Метрополитен (Нью-Йорк), Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), Египетский музей исламского искусства.

Благодаря международному сотрудничеству достижения исламской цивилизации становятся ближе и понятнее не только мусульманам Ближнего Востока, но и огромному числу людей за пределами региона.

                                                                     Александр Степанченко