Первый крестовый поход и завоевание Иерусалима

23 декабря 2016 5796

«Крестовые походы: сквозь арабскую призму» — документальный фильм из четырех частей, который рассказывает драматическую историю крестовых походов, увиденную глазами арабов.

Крестовые походы являются воплощением «священной войны». Тем не менее, корни этого 200-летнего конфликта заключаются не только в религии, но и в экономическом состоянии средневековой Европы.

«Во времена крестовых походов Европа пережила несколько засуху, люди во всё потеряли веру», — говорит Антуан Домит (Antoine Domit), профессор истории Ливанского университета.

Между церковью и государством Европы происходила борьба: кто будет править народом Европы, папа или король?

После столетий европейского господства бассейн Средиземного моря попал под мусульманский контроль. Таким образом, мусульмане окружили Европу от Испании на западе до восточной части Средиземного моря на востоке.

«Для европейцев Восток это „Тысяча и одна ночь“. Он представляет собой богатство, красивую одежду, молодых наложниц, процветающую общественную жизнь и культуру», — говорит Элиас аль-Каттар (Elias al-Kattar), профессор истории Ливанского университета.

В то время, как на мусульманском Востоке жили в достатке, Европа увязла в бедности и конфликтах.

«Средневековое западное общество было феодальным, а это означало, что там была аристократия, ответственная за большое количество людей, которые не имели земли», — говорит Ян Вендербур (Jan Vendeburie), историк из Университета Кента.

Исхак Абейд (Ishaaq Abaid), профессор истории Университета Айн-Шамс, объясняет, что «только 1% людей имел звание „граф“, „герцог“ или „барон“и земли сельскохозяйственного назначения. 99% европейского населения были крепостными и работали на этих землях».

В XI большинство европейцев жили в нищете, война и конфликт между рыцарями были частью повседневной жизни.

Папа Григорий VII и идея священной войны

С другой стороны Средиземного моря царило относительное благополучие и культурное богатство мира мусульман, но за сверкающим фасадом прятались глубокие политические и религиозные разногласия. С середины IX века Аббасидский халифат постепенно перешел под контроль различных династий. Халифы были не более чем марионетками в руках министров, военачальников и даже слуг.

Мусульманские турки-сельджуки начали расширять свою империю во всех направлениях. Самым значительным и серьезным расширение было в Малой Азии против христианской Византии. И после битвы при Манцикерте в 1071 году сельджуки подошли к Константинополю. Они взяли Романуса Диогена IV (Romanus Diogenes IV) в качестве заключенного и его преемника императора Алексиоса Комнина (Alexios Komnenos).

«Папа Григорий VII видел в этом прекрасную возможность осуществить свою мечту контролировать Церковь Гроба Господня, и сбор всех вооруженных сил под папским руководством он назвал,«Планом Господа», — говорит Касем Абду Касем (Qassem Abdu Qassem), заведующий кафедрой истории Заказикского университета.

Папа решил отправить войско на восток, чтобы вернуть могилу Иисуса Христа из рук мусульман, которые, как он считал, забрали её силой.

Когда в 1085 году Папа Григорий умер, эстафету принял его амбициозный преемник Папа Урбан II.

«Он был фанатиком и глубоко верил в распространение католичества и в милитаризацию христианства», — говорит Мухаммад Моинес Авад (Muhammad Moenes Awad), профессор истории в Университете Шарджи.

Первый крестовый поход: «Это воля Божья»

Первый крестовый поход был созван в ноябре 1095 года Папой Урбаном II во французском Клермоне на совете католической церкви. То, что началось как религиозное собрание, приняло драматический оборот, когда папа Урбан выступил с речью, которая стала отправной точкой двух столетий кровопролития. Он обратился к духовным тревогам обычного человека и пообещал епитимию для тех, кто будет идти и сражаться в священной войне.

«Борьба — это ваш долг, вы должны продолжать сражаться, чтобы защитить нашу собственность, наши земли, имущество, которое принадлежит вам. Мы должны бороться с этими неверующими и вернуть нашу святую землю. Это воля Божья».

Папа Урбан II составил план проведения первой кампании, но некоторые проигнорировали святую команду и нашли лидера, который немедленно отправил их на Восток: старый монах по имени Пётр Отшельник. Эти христиане направились в Иерусалим и были разбиты мусульманскими сельджуками в Малой Азии.

Летом 1096 года собирались гораздо более сильнее и организованные войска. Эти армии управлялись фигурами европейской знати.

«Армии отправились из Западной Европы на Святую Землю. Некоторые пошли, чтобы защитить свою репутацию, в то время как другие стремились приобрести новые земли и построить империю», — говорит Абду Касем.

К концу 1096 года европейские армии начали прибывать в византийскую столицу — Константинополь. Крестоносцы присягнули на верность византийскому императору Алексиосу Комнина, который пообещал вернуть земли, завоеванные сельджуками. Эта сделка была необходима, чтобы получить разрешение двигаться на Восток.

После пересечения Босфора крестоносцы пошли к сельджукской столице Никее. Город был возвращен византийцам. Но продолжать успешный марш к Малой Азии согласились не все.

Один из командиров Болдуин Булони (Baldwin Boulognе) направился в Эдессу, которая стала первым основанным на Востоке государством крестоносцев.

«Взятие Эдессы показывает, что крестоносцы не руководствовались никакими религиозными диктатами. Они пришли под предлогом освобождения Гроба Господня от неверных и неверующих. Но Эдесса не была на пути в Иерусалим, там не было гробницы учеников Иисуса или места паломничества», —говорит Мухаммад аль-Макзуми (Muhammad al-Makhzoumy), профессор истории Ливанского университета.

Основная армия, однако, пошла на стены Антиохии. В июне 1098 года она пала, но крестоносцы не вернули город императору, как обещали. Они держали его для себя. После Антиохии войско направилось в сторону Иерусалима.

Завоевывая Иерусалим: «Бесчестная резня»

В июле 1099 года, после трёх лет долгого пути, кровавых сражений, язв и голодоморов, крестоносцы, наконец, вошли в Иерусалим.

По словам Антуана Домит, они начали «с печально известной бойни. Убивали людей на улицах, в домах и переулках».

Вендербур объясняет, что различать христиан, мусульман и евреев было очень сложно, потому что все они выглядели одинаково, все они «выглядели, как арабы».

«Успех первого крестового похода в завоевании Иерусалима важен не только потому, что он реализовал европейскую мечту, но и потому, что наказал мусульман и арабов за их разделения и распри», — считает Абду Касем.