Застывшая память − история иракского фотографа Латифа Аль Ани

29 марта 2016 1820

Латиф Аль Ани (Latif Al Ani) −  84-летний фотограф, который первым заснял Ирак во время расцвета космополитизма в середине 20-го века и создал уникальный банк памяти повседневной жизни в стране на протяжении десятилетий беспокойных изменений.

Пережив почти 40 лет в вынужденной отставке после подъема режима Саддама Хусейна, страдания, потерю большинства архива во время вторжения США в 2003 году, Аль-Ани наконец-то признан. А выставка в Венеции и премия принца Клауса − доказательство положительного влияния работ художника на ближневосточную фотографию и иракское общество.

С конца 1950-х вплоть до войны между Ираком и Ираном в 1980 году, рожденный  в Багдаде Аль Ани захватывал общественную жизнь города с его улиц. Его контрастные черно-белые фото показывают моду Запада, нефтепромышленность и политическую жизнь в иракской столице. Но художник говорит, что ему больше всего понравилось снимать с высоты для журнала  Ахль аль-Нафт («Люди нефти»), принадлежащего британской нефтекомпании.

 

"С воздуха все красиво", − объясняет Аль Ани, − “Но как только вы приземлились и идете по городу, вы видите страдания и уродство".

 

В течение 1960-х годов, когда конкурирующие группировки боролись за власть в Ираке, Аль Ани выставлялся на международных экспозициях в США (1963) и Восточной Германии (1966). К концу 1960-х годов он занимал престижную должность директора в отделе фотографии правительственного новостного агентства Ирака, но был вынужден уйти в отставку вскоре после того, как партия Баас пришла к власти в 1968 году. По словам Аль Ани, он позже узнал, что молодой член партии доносил о его деятельности. Вспышки насилия и политические изменения в 1970-х мешали проводить выставки или даже снимать на улице.

Аль Ани сделал свою последнюю профессиональную фотографию в 1977 году, потеряв желание фотографировать кого-либо, кроме близких родственников и друзей. Он решил остаться жить в Ираке, сохранить свою духовную связь с родной страной и отказался от надежды на будущие выставки. Его назвали "отцом иракской фотографии", он и по сегодня является самым известным иракским фотографом.

 

Возвращение к фотографии?

 

Премия принца Клауса вручается ежегодно  голландской королевской семьей вот уже 19 лет, чтобы поддержать свободу культурного выражения во всем мире. Для Аль Ани премия в 2015 году стала неожиданным воссоединением с западной аудиторией.

Фотограф говорит, что он был удивлен, когда Ruya Foundation решили выставить его работы в Национальном павильоне Ирака на Венецианской биеннале 2015 года. Председатель Ruya Foundation Тамара Чалаби (Tamara Chalabi)  приехала в Бейрут, где Аль Ани хранит небольшой личный архив.

После Венеции художник получил новую, молодую аудиторию и читает лекции в Обществе иракских фотографов. Глядя на следующее поколение, он говорит, что у него есть смешанные чувства по поводу будущего фотографии в Ираке. Он видел, как талантливые фотографы покинули страну, когда разгорелся конфликт с ИГИЛ, и беспокоится о наследии страны, которая разрушается все больше. Ему грустно видеть центр старого Багдада, превращенный в руины:

 

"Большинства мест, снятых в 1950−1960-е годы, больше не существует. Раньше я жил там и  любил этот город очень сильно", − говорит Ани. − "Сейчас всё разрушено".

 

Фотограф надеется, что конфликт с ИГИЛ закончится, он призвал своих учеников задокументировать то, что осталось от наследия страны. Открытая фотосъемка по-прежнему ограничена законом, но цифровые технологии все упрощают, Ани считает, что следующее поколение будет иметь возможность развивать фотографию без препятствий.

Когда его спросили, будет ли он дальше фотографировать, он ответил:

"Почему бы и нет? Даже в 84 я в состоянии сделать это, и если у меня есть такая возможность, то я счастлив".