Слишком много оптимизма?

27 января 2014 3141

Израильские и палестинские нефть и газ: препятствия все еще блокируют поток нефти и газа в восточном Средиземноморье.

Дурачат ли правительства государств Леванта свои народы ложными обещаниями того, что шельфовые месторождения газа являются золотым дном? Из будущих доходов, Ливан надеется профинансировать построение линии скоростного поезда, который положит конец ужасным пробкам на дорогах Бейрута. Со своей стороны, правительство Кипра имеет не менее грандиозные планы. К 2020 году ожидается, что огромный новый комплекс в Василикосе, на южном побережье Кипра, начнет производить сжиженный природный газ и поставлять его в Европу, и даже в Азию, наполняя государственную казну. Газовые ресурсы, как говорят киприотские оптимисты, оцениваются в 96 триллионов кубических футов.

И все же, большинство аналитиков, занимающихся вопросами нефтедобычи, говорят, что все это слишком преувеличено. Даже Израиль, который выдвинулся вперед в освоении шельфовых месторождений природного газа, вряд ли, как полагают аналитики, начнет экспортировать значительные объемы к 2020 году, как надеется.

Скептики говорят, что главным препятствием является отсутствие региональной кооперации, а не скудость месторождений нефти и газа. Официальное геологическое обозрение, обнародованное в США, оценивает, что от побережья Газы до побережья южной Турции в восточном Средиземноморье содержится 122 кубических триллиона газа, что сопоставимо с ресурсами Ирака. Но у временного правительства Ливана нет достаточной власти для того, чтобы провести законы, необходимые для позволения иностранным компаниям начать бурение скважин; объявленный аукцион скорее всего снова будет отложен. Посреднические усилия США в деле урегулирования вопроса о спорной морской границе между Израилем и Ливаном буксуют. Гражданская война в Сирии отталкивает крупные нефтяные компании. И бурение у ливанского побережья еще только должно начаться.

Пробное бурение было осуществлено Кипром, но оценки принадлежащих стране газовых и нефтяных месторождений были сильно раздуты. Delek Drilling и Avner Oil, две израильские фирмы, которые участвовали в процессе, сообщают, что Афродита, единственное доказанное газовое месторождение Кипра, содержит только 4,1 триллиона кубических футов газа - этого едва хватит для долгосрочного удовлетворения местных потребностей.

Нефтяные компании, включая итальянскую "Эни" и французскую "Тотал", могут найти там больше газа. Если нет, киприотский завод по производству сжиженного газа будет зависеть от поставок сырья из-за рубежа, возможно, с израильского месторождения Левиафан. В любом случае, Турция и Кипр ведут между собой территориальный спор за некие участки водной поверхности. Израильтяне, со своей стороны, воспрепятствовали палестинцам начать разработку месторождения "Морская Газа", которое расположено на шельфе у побережья Газы, и где компания "Бритиш Газ" обнаружила природный газ десять лет тому назад.

Израиль поднимает много шума. Он подтвердил обнаружение 35 триллионов кубических футов, хотя доступный для добычи объем может быть ниже. Noble, американская компания, которая на данный момент доминирует в израильском производстве (газа), сообщает, что газ с месторождения Тамар, который начал добываться в этом году, уже обеспечивает 45% производства производимой в стране электроэнергии. Но разработка намного большего месторождения Левиафан, которое лежит западнее, продвигается медленно. Опасаясь протестов в связи с распродажей государственных активов, израильские министры отложили составление графика разработки этого месторождения.

Есть и другие препятствия. Азиатские покупатели, которые склонны платить больше, не очень-то хотят перевозить израильский газ через Суэцкий канал из соображений безопасности. Турция, чьи энергетические потребности растут, могла бы стать привлекательным рынком для израильского экспорта. Построение трубопровода по дну моря между Турцией и Израилем могло бы оказаться более прибыльным, чем сооружение завода по производству сжиженного газа, потому что на это требуется меньше затрат, а цены на газ в Турции достаточно высоки, говорит Робин Миллс, глава консалтингового отдела в Manaar Energy, консультационной фирмы из Дубая. Но такой трубопровод должен будет пройти через территории официально признанного греческого Кипра и управляемого турками Северного Кипра, поэтому потребовалось бы заключать соглашения с обеими. А это будет сложно. Альтернативный маршрут, в сирийских и ливанских водах, был бы еще более сложным.

В любом случае, Израиль несклонен заключать соглашение об экспорте с Турцией в то время, когда иностранная политика этой страны становится непредсказуемой, а ее колкий премьер-министр, Реджеп Тайип Эрдоган, может перекрыть кран, если почувствует себя задетым. Соглашения Израиля с Кипром может усугубить дело. Решение Египта о расторжении заключенного во время правления Мубарака соглашения о поставках 40% израильского газа служит предостережением против делания бизнеса на фоне нерешенных конфликтов. "Без мира с палестинцами, мы не можем продавать наш газ Египту, Иордании, Турции и - кто знает - может даже европейцам", - говорит бывший министр энергетики Израиля, Джозеф Парицки.

В виду запутанных региональных споров, даже нефтяные компании могут отказаться работать в Израиле. Woodside Petroleum, австралийская фирма с опытом сооружения заводов по производству сжиженного газа, все еще размышляет над амбициозным планом построения плавучей LNG-платформы. У фирмы Noble не хватает мощностей для того, чтобы сделать это самостоятельно. Немногие инвесторы станут вкладывать деньги без долгосрочных контрактов и гарантий безопасности. А покупатели в Азии, которая является наилучшим рынком, делают ставку на получение газа из альтернативного источника в виде США. Без экспорта, местные перспективы не так ярки. Вкладывание миллиардов долларов в платформы, буры, трубопроводы или дорогие заводы по производству сжиженного газа являются оправданными только в том случае, если добытчики гарантированно смогут поставлять газ на зарубежные рынки.

В настоящий момент, инвесторы из фирмы Noble говорят, что они будут рады и меньшей прибыли. Правительство Израиля могло недооценить потребности своей страны в природном газе. Его быстрорастущее население может требовать большие его количества в виду того, что экономика страны переходит на газ, например, газ теперь используется для заправки автобусов. Иордания, хотя она и представляет собой меньший рынок, старается найти более надежных поставщиков, чем неспокойный Египет, и она легко может быть подсоединена в израильской системе. Фирма Noble уже обсуждает поставки в иорданскую промышленную зону около Галилейского моря и на завод по производству поташа, что на берегу Мертвого моря. Короткий трубопровод, соединяющий обе страны, может быть запущен в работу уже к 2016 году. Ранее в этом месяце, партнеры, ведущие разработку месторождения Левиафан, подписали соглашение о поставке газа на палестинскую электростанцию в городе Дженин, что на Западном берегу реки Иордан.

Египет, который до 2012 года имел соглашение о поставках газа с Израилем, также может покупать израильский газ в виду возрастания спроса. Недействующий трубопровод, который использовался для перекачки газа из Египта в Израиль через Синайский полуостров, может использоваться в реверсном направлении, если местные бедуины снова не поддадутся искушению саботировать его работу. Трубопровод, проложенный по дну моря, до дельты Нила может представлять собой более безопасный маршрут. Оба маршрута могли бы в будущем подсоединиться к заводам по производству сжиженного газа. Иордания планирует построить LNG-терминал в Акабе, порту на побережье Красного моря. Британские дипломаты также продвигают план, который заключается в связывании разрабатываемых фирмой Noble израильских месторождений на шельфе с заводами по производству сжиженного газа, которыми управляют две британские компании, "Бритиш газ" и "Бритиш петролеум", в Дамьетте, на побережье Средиземного моря в Египте.

Но даже эти планы могут нескоро воплотиться в жизнь. Нетаньяху еще должен одобрить прокладывание второго трубопровода в северный Израиль, который фирма Noble должна построить для удовлетворения местных потребностей Израиля. "Без трубопровода", - говорит израильтянин, близкий к фирме Noble, - "Левиафан не будет разрабатываться".