Сланцевый газ: реальность и перспективы
Добыча и экспорт энергоресурсов, в первую очередь, нефти и газа служат основным источником доходов для многих государств Арабского мира, особенно для богатых. Их экономики напрямую зависят от мировых цен на это сырье. Открытие и начало эксплуатации ресурсов сланцевого газа и нефти в США и в некоторых других странах, несомненно, уже начало сказываться на экспортирующих энергоресурсы странах Арабского мира. О нынешнем положении дел и перспективах на будущее разработки нетрадиционных ресурсов газа и нефти повествует предлагаемая вниманию читателей статья.
Не только зеленые, но и капиталисты на данный момент задаются вопросом, какую выгоду, для Америки принесет сланцевый газ и нефть. Новые скептики не видят полную картину.
В своей новой книге “Взрыватели пластов” Грегори Цукерман, рассказывает об умершем Джордже Митчеле, о пионере техники гидравлического разрыва не традиционным путем, нефтяных и газовых резервов, его влияние постепенно может приблизится, к уровню влияния, таких как Генри Форд и Александр Грэхам Бэлл. Еще критики покойного, дают о себе знать. В октябре Питер Возер, сказал что одним из наибольших его разочарований, как руководителя Shell, стали 24 млрд. долларов, которые фирма инвестировала в месторождения в северной Америке. Этим летом фирма списала большие суммы на эти инвестиции и пересмотрела свои планы на будущее, в сторону сокращения. Также в прошедшем месяце компания BHPВilliton, которая потратила около 20 млрд. долларов в 2011 на месторождения, заявила что хотела бы распродать половину своих полей в штатах Техас и Нью-Мехико.
Не только самые крупные энергетические компании, стали испытывать скепсис по поводу, сланцевого газа. Более десятка, исполнительных директоров, более мелких фирм, специализирующихся на нетрадиционном газе и нефти, утратили свои рабочие места в этом году, так как проблемы фирм, сделали их объектом нападок со стороны инвесторов.
Усугубляя атмосферу негатива, в прошлом месяце экономисты из GoldmanSachs, обнародовали отчет, доказывающий, что даже при нынешней цены, газ может обеспечить, скромный прирост для американской экономики в целом. В нем доказывается , что энергетическая индустрия как таковая, имеет маленькую часть в экономике и создает относительно мало рабочих мест. А сама инновация в виде гидроразрыва была сомнительной, также как и степень в которой дешевый энергоресурс будет побуждать другие отрасли промышленности, больше инвестировать.
Ни кто не оспаривает, тот факт что, благодаря новым технологиям, Америка является потенциальным производителем углеводорода. Добыча газа выросла на 1/3 с момента начала его добычи в 2005, и добыча нефти выросла до 30% по сравнению с ее уровнем в 2008. В этом году Америка ожидает, превзойти Россию и Саудовскую Аравию, чтобы стать самым большим производителем нефти и комбинированного газа. Количество рабочих мест в энергетическом секторе, почти удвоилось в Америке с 2005, с конца недавней рецессии, они возросли быстрее, чем в любой другой большой индустрии. Штат Северная Дакота, на территории которого расположены, громадные залежи нефти и газоносное поле Беккон, сейчас может похвастаться уровнем безработицы, всего лишь в 3%, это самый низкий уровень, среди всех штатов.
Некоторые пессимисты, переживают о скорости исчерпания залежей. Дэвид Хаг, геолог из PostCarbonInstitute, аналитического центра, симпатизирующего зеленым, говорит, что сочетание низкой цены на газ и больших затрат, требующихся для осуществления добычи, вызывает сомнения относительно того так ли велики ресурсы нетрадиционных нефти и газа как ожидалось и стоит ли их разрабатывать.
Оптимисты, утверждают, что быстрый уровень падения, не станет сюрпризом, и то что технология и эффективный опыт работы отрасли, совершенствуется достаточно быстро чтобы смягчить эффект низких цен, каждый этап гидравлического разрыва, существенно развивается, говорит Рик Графтон, ветеран из инвестиционной фирмы G2, которая специализируется на нефти и газе. Он до сих пор признает, тот факт что, пока цены на газ остаются на историческом минимуме, отрасль будет оставаться непривлекательной для инвестиции в скважины, которые производят только газ – как например другие скважины, которые производят газ или смесь из газа и сжиженного газа, такого как бутан или пропан.
С 2008 года, когда новый газ заполнил, рынок Америки, его цена упала на 2/3 до менее чем 4 доллара за миллион Британских термических единиц. Средняя цена нужна, чтобы покрывать, все затраты на поддержку жизненного цикла скважин, это примерно 6 долларов, говорит мистер Графтон, он ожидает, что цена будет ниже этого уровня 3 – 5 лет, если не больше.
В последствии, эксплуатация газа в Америке, определяется ценой на нефть и NGLs. Если они достаточно высоки, энергетические фирмы будут бурить, используя газ как побочный продукт. В Северной Дакоте ощущается нехватка инфраструктуры для поставок этого газа на рынок, так что газ, сжигают создавая интенсивный свет, который можно, увидеть ночью из космоса. Грубо говоря, гидравлический разрыв пластов, для добычи нефти и сланцевого газа, является прибыльным, когда стоимость нефти на Американской бирже выше 80$ за баррель, как это в основном и происходило, за последние 4 года. Чем дольше энергетические фирмы, ожидают продолжение этого, тем дольше там будут буриться скважины.
Рыночный консенсус отображает проблемы Shell, BHPBillitonи некоторых других больших фирм, главным образом в том, что поздно пришли в дело. Платили больше за право бурения, и некоторые скважины оказались менее, продуктивными, чем ожидалось, фирмы которые преуспели в этом, сделали своевременный выбор, до сих пор работают хорошо. Пока Твиттер не выпустил акции, в начале этого месяца, наиболее горячий Американский (IPO) Первичное публичное размещение, держал акции AnteroResources, чьи скважины находятся Аппалачских горах, и ожидается увеличение их продуктивности на 76% в 2014 и на 47% через год. Опасность заключается в неожиданном падении цен на нефть, возможно это отвратит инвесторов от компаний занимающихся добычей, сланцевого газа. Многие из них являются хедж фондами или похожими корпоративными структурами, пользуются налоговыми льготами, но в обмен должны возвращать полную прибыль, инвесторам, каждый год. Это значит, что компании, требуют огромное количество капитала, должны постоянно расти и обновляться, что делает их, особенно подверженными к настроению инвесторов. На данный момент не видно, чтобы инвесторы охладели к ним.
Люди эпохи возрождения
Большинство прогнозов, которые оптимистично рассматривают этот вопрос, прогнозируют, что цены будут оставаться на историческом минимуме. Я не рассматриваю другой сценарий, кроме того, где нужно полностью нужно запретить бурение скважин, что в последствии подтолкнет цены до 6 $ и больше, говорит Скот Найквист, один из авторов отчета MckinseyGlobalInstitute, который утверждает, что нетрадиционная добыча нефти и газа обеспечит сильный подъем американской экономики. В отчете, считается что между сегодняшним временем и до 2020, сланцевый газ и нефть, добавляет 380 – 690 млрд. или от 2 до 4 процентных пункта американскому годовому ВВП, в процессе создавая 1,7 млн. постоянных рабочих мест. Новое американское энергетическое будущее, недавний отчет IHS, другая исследовательская группа, заявляет об промышленном возрождении и предсказывает 533 млрд. долларов, и прироста к ВВП к 2025 году, создавая 3,5 млн. рабочих мест. Во первых, говорят оба Mckinseyи IHS, много событий будет в энергетическом бизнесе, как таковой. Не только в бурении скважин и производство трубопроводов, но и в дорогах и в портах и все остальные виды деятельности, будут нуждаться в производстве и дистрибуции топлива.
Производство электроэнергии также терпит преобразования, строятся электростанции, работающие на газе, а не на угле. Это привело к сокращению на 10% выброса парниковых газов американскими электростанциями за 2010 - 2012 гг. IHSоценивает, что работающие на газовом топливе электростанции будут производить 33% электроэнергии в США к 2020 году, тогда как в 2008 году этот показатель составил только 21%.
В ближайшие годы, выгода от гидравлического разрыва будет более очевидна, в других видах промышленности, особенно такие как, химические предприятия, которые потребляют много энергии или используют сырье извлекаемое из углеводородов. Европейская промышленность платит примерно в три раза больше за газ, чем американская, а японские фирмы платят более чем в пять раз больше.
Отчет, изданный InternationalEnergyAgency, аналитическим центром, поддерживаемым богатыми странами, которые потребляют много энергии, предсказывает, что к 2015 году энергоемкие американские производства будут иметь ценовое преимущество 5 - 25% по сравнению с конкурентами в других развитых странах.
С 2011 года, было объявлено о строительстве 128 новых энергоемких промышленных предприятий в регионе Персидского залива. Общая их стоимость оценивается в 114 миллиардов долларов.
Многие из них – нефтехимические предприятия. Methanex, недавно начала рекламировать рабочие места, на заводе по производству метанола, компания свернула свою деятельность в Чили и перевезла производственные мощности в штат Луизиана. Второй завод будет запущен в 2016 году. В октябре норвежский производитель удобрений “Яра" заявил, что объединится с немецкой фирмой BASFдля построения завода по производству аммиака мирового уровня в регионе Персидского залива.
Заводы по производству, алюминия, железа и стали, также извлекают выгоду от поставок дешевого газа. Недавно 19 новых или расширенных заводов, были анонсированы фирмами, включая USSteel, Alcoaи AlcelorMittal. Nucorперестраивается в штате Луизиана, поскольку первичный завод был разобран и перевезен на Тринидад, примерно 10 лет назад, когда цены на газ возрастали в Америке. Производители таких продуктов, как цемент или шины, являются большими потребителями энергии, также, и таким образом, находятся в череде тех кто извлекает выгоду от дешевого газа. Сжатый или сжиженный газ, также может использоваться для работы двигателя. Американские фирмы с большими коммерческими возможностями, такие как FedEXи AT&T, хотят сократить затраты, посредством перехода на потребление газа.
GMFordи Chrysler, начали выпуск малогабаритных грузовиков, которые могут переключатся с потребления бензина на газ. Растущее предложение дешевого сланцевого газа, привело к волне инвестиции в конвертирующиеся терминалы, которые были, построены с целью совладать с импортом газа и превратить в его в экспорт. Такие как AndrewLiveris, руководитель Dow, химический гигант, переживают о том что, если будет экспортироваться слишком много американского газа, цена будет подниматься, лишая его конкурентных преимуществ. Однако новые экспортные мощности будут, вступать в работу медленно особенно если правительство будет держать в своих руках выдачу лицензии на экспорт, и даже если все в настоящий момент запланированные мощности, будут открыты которые могли бы сделать Америку самым большим экспортером то цена на газ в Америке были бы несколько меньше мировых цен вероятно не больше 6 долларов за BTU, говорит Mckinsey. так что Америка должна быть способной воспользоваться ростом ее торгового баланса пока все еще сохраняется ее производительные мощности по сравнению с иностранными конкурентами.
Акцентирование на светлой стороне
Аргументацию, делающую акцент на импульсе для рынка труда, в значительной степени, можно рассматривать, как наполовину полный и наполовину пустой стакан. В своем скептическом докладе Goldmanв основном признает, что долгосрочный спад в энергетической индустрии, просто достиг нижнего предела. Но даже это могло бы быть ценным событием.
IHSявляется не единственным прогнозистом, выдающим более радостные оценки. Прогнозируется, что нетрадиционная энергия так же как и обеспечение рабочих мест в своем личном праве, будет поддерживать 400,000 рабочих мест в промышленности в 2015 и 500,000 рабочих мест или 4,2% от общей суммы в промышленном секторе рабочих мест в 2025. Покупательная способность тех новых работников, и сокращения в экономике и энергетические налоги для домохозяйств должны обеспечить, сильный прирост в экономике.
Goldmanснова призывает аккуратно обращаться с цифрами: общий эффект от сланцевого газа, добавит только десятую часть процентного пункта, к годовому темпу роста, говорит Ян Хациус, главный экономист. Но хотя это звучит скромно, если оно устоится в течении 10 лет или больше, это должно привести к чему-то большему. Это не совсем революция, а возможно, значительный разворот в американской экономической перспективе.