Цены на нефть и мировая экономика
Падение цен на нефть не сказалось на фрекинге так сильно, как ожидалось.
Когда в прошлом году цены на нефть обвалились, многие предполагали, что первыми пострадают небольшие, шустрые американские компании, специализирующиеся на добывании "нетрадиционной" нефти из сланца, смоляных песков и т.д. Помимо прочего, эти фирмы, с их высокой себестоимостью производства и большими долгами, были намного более уязвимы к действию ценового шока, чем крупные нефтяные компании, - так полагали. В действительности, власти Саудовской Аравии даже предположили, что они их отказ сокращать нефтедобычу неминуемо приведет к вытеснению таких фирм из бизнеса.
Шесть месяцев спустя, однако, мало что свидетельствует об упадке в сфере добычи нефти из сланца в Америке, где горизонтальное бурение и гидравлический разрыв (фрекинг) привели к буму в добыче нефти и газа за последние пять лет. Скотт Никвист из McKinsey, консалтинговой организации, говорит, что падение цены не вызвало "незамедлительного шока", наступление которого ожидалось ранее. Аналитические исследования, проведенные в 300 независимых американских нефтегазодобывающих компаниях в первом квартале этого года, показали, что более двух третей из них имели здоровые показатели баланса, их доходы, по крайней мере, равнялись долгам. В то же время, задолженность двух третей компаний среднего размера, как показало исследование, составляет 80% или чуть больше их номинальной стоимости, это позволяет сделать вывод, что инвесторы не слишком обеспокоены их положением. Фирмы, которые попали в беду, это те, которые имеют неразорванные договора об аренде, или которые взяли крупные кредиты в прошлом году, как раз перед падением цен.
Цифры, полученные банкирами-инвесторами из Barclays, свидетельствуют о том же. Хотя доходность "мусорных облигаций", изданных американскими энергетическими компаниями, подскочила с низких 5% летом до более 10,5% в декабре, с тех пор она упала до 8% (примерно, как в середине 2012). Другими словами, для фирм, занимающихся фрекингом, стало чуть дороже одалживать, но нет признаков коллапса в этой сфере.
Количество работающих буровых установок в Америке сократилось вдвое с октября, с примерно 1600 до 800; что постепенно будет снижать выход продукции. Но на данный момент, показатель нефтедобычи в США растет: в марте он увеличился на 120 000 баррелей в день.
Одна из причин заключается в том, что компании, занимающиеся фрекингом, смогли снизить свои затраты, как это произошло и в других секторах нефтяной промышленности, поскольку упала оплата труда, снизилась цена стали и других запчастей. Это дает одноразовый толчок их финансам. Они также извлекают выгоду от продолжающихся совершенствований продуктивности. К ним относятся улучшенные сейсмические данные, что означает большее количество успешных скважин и гидравлических разрывов, способность бурить больше скважин с одной точки и на одном горизонте, а использование полимеров и других жидкостей снижает потребление воды или замещает ее.
Однако, не все так гладко. Запасы нефти были оценены в октябре, отмечает Михаэль Коген из Barclays. Те, которые оценивались в прошлом году, когда нефть стоила примерно 100 долларов за баррель, будут стоить намного меньше сейчас. Но даже проблемные фирмы необязательно сократят добычу. Новые собственники могут получать дешевые средства и поддерживать уровень добычи.
Главный урок заключается в том, что хотя падение цены и плохо для производства в таких местах, как Северное море, оно не подорвало нефтяной бум в Америке. В действительности, Америка замещает Саудовскую Аравию в качестве главного мирового производителя нефти. Компании, занимающиеся фрекингом, пробурили много скважин, а затем законсервировали их, в ожидании того, что цены снова поднимутся. Если это произойдет, М. Коген ожидает, что добыча подскочит на 300 000 - 800 000 баррелей в день.
Нет также никакого признака оттока инвестиций из сферы добычи нетрадиционной нефти. На нетрадиционную нефть приходится все большая доля нефтяного пирога в последние годы. Инвестиции всех видов будут падать в этом году, но Rystad Energy, исследовательская компания, предсказывает их сильный рост впоследствии. Новый прогноз от America’s Energy Information Administration говорит о росте производства и большей эффективности, а это означает, что страна прекратит импортировать энергоресурсы между 2020 и 2030, в зависимости от цены.
Таким образом, вырисовывается картина, на которой цены на нефть - фактор больших геополитических пертурбаций - вряд ли резко возрастут. Правда, мировой спрос на нефть растет, а старые нефтеносные поля истощаются, а это означает, что большая часть промышленности должна работать просто для того, чтобы стоять на месте. Но послание из Америки таково, что финансы и технология, сочетаясь, становятся слишком сильным соперником для геологии.