Блокада ливийской нефти: непродуманное решение?

22 апреля 2014 3134

Сделка относительно добычи и экспорта нефти, заключенная между ливийскими властями и повстанцами, питает опасения насчет политического будущего страны.

Сделка, цель которой заключается в снятии блокады в восточной Ливии, может иметь некие темные побочные эффекты. Она даже может отрицательно сказаться на правительстве - и это в то время, когда страна отчаянно нуждается в стабильности.

Вооруженные группировки в позапрошлое воскресенье согласились открыть два из четырех портов, которые они блокировали на протяжении девяти месяцев. Зуэтина и Харига теперь передаются в под контроль ливийской армии, тогда как более крупные нефтеналивные порты, эс-Сидер и Рас Лануф, должны быть открыты в течение месяца, если не возникнет никаких заминок.

Правительство ведет косвенные переговоры с повстанцами. Оно использует посредников для проведения переговоров и было вынуждено применить несколько неудобный прагматизм для достижения соглашения.

По сути, правительство Ливии компенсирует боевикам за удерживание нефтеналивных портов во время блокады, которая обошлась стране минимум в 7 миллиардов долларов.

Некая сумма денег, размер которой не озвучивается, должна быть передана повстанцам, частично в виде компенсации потерявшим заработки людям, работавшим ранее в охране нефтепромышленных объектов страны. Остальное, как говорят, пойдет на компенсацию понесенных расходов. Бывший глава этой организации, Ибрахим Джасран, стал главным игроком в осуществлении блокады и последующих переговорах. Он учредил самопровозглашенное федеральное правительство на востоке страны, где широко распространено мнение, что правительство в Триполи пренебрегает нуждами региона.

Требования

Требования Джасрана включают предоставление некой автономии для восточного региона, Киренаики, и большей доли при распределении доходов от экспорта ливийской нефти. Он также призвал провести расследование в связи с предполагаемой коррупцией в нефтяной промышленности. В опубликованном соглашении, правительство Ливии согласилось провести расследование, но не заверило в предоставлении автономии региону или большей доли при распределении доходов от экспорта нефти.

Правительству придется выплатить деньги и предоставить амнистию повстанцам, а некоторые из них были ответственны за похищение танкера  The Morning Glory вместе с грузом сырой нефти на 30 миллионов долларов. Замысел потерпел крах в результате операции военно-морских сил США в прошлом месяце. Позднее, ливийское правительство освободило троих вооруженных повстанцев, которые вели танкер.

Споры вроде этого показывают слабость ливийских властей в противодействии бригадам бывших бойцов, которые отказались разоружиться и демобилизоваться после революции. Национальная армия еще не сформирована до конца, а соперничающие друг с другом вооруженные группировки, союзные разным политическим фракциям, часто используют силу для того, чтобы диктовать свои условия.

Но выплата денег мятежникам Джасрана - это уже слишком, для некоторых правительственных министров.

"Я полагаю, что при заключении сделки победителем оказался Джасран, а не правительство. Лично я против такого соглашения", - говорит Али Михириг, ливийский министр электроэнергетики.

"Джасран упустил свой последний шанс после фиаско с The Morning Glory, но, к несчастью, мы сейчас выплачиваем ему компенсацию. Теперь мы будем иметь другие группировки, контролирующие другие нефтеносные поля".

Михириг имеет причины для того, чтобы быть циничным. Нефтепроводы иногда перекрываются в разных местах протестующими. Большое нефтеносное поле Эль-Шарара, на западе страны, было закрыто на несколько недель. На юге страны происходят свои эксцессы. И нет никаких признаков урегулирования в каком-либо из этих регионов.

Приоритеты

В столице, в офисе Министерства Нефти, Омар Шакмак не скрывает эмоций, отвечая на вопрос об имплементации этого соглашения. Действующий министр говорит, что настаивание правительства на непрямых переговорах спасло жизни людей.

Там были бы, несомненно, тяжелые бои, если бы правительство начало реализовывать свою угрозу о возврате под свой контроль портов силой. Но Шакмак остается обеспокоенным относительно общего положения в отрасли, которая обеспечивает наибольший источник доходов Ливии. Он хочет, чтобы министерство обороны и премьер-министр выделили немалые ресурсы для новой инфраструктуры безопасности нефтяной промышленности. Он не верит в то, что существует быстрое решение этой проблемы.

"Платить эти деньги для того, чтобы решить настолько животрепещущую проблему, это не правильный путь", - сказал он в интервью "Аль-Джазире". "Вопрос безопасности - это главный приоритет. Как и долгосрочный план на будущее".

Министр юстиции Ливии, Салах аль-Маргани, съездил на восток, чтобы подписать соглашение. Он настоял на том, что поиск мирного решения без кровопролития является приоритетом. До своей поездки на восток, он говорил о "потенциальном хаосе", с которым столкнется Ливия, если не сможет стабилизировать непрочную политическую обстановку и обуздать соперничающие друг с другом группировки повстанцев.

"Ливия переживает очень чувствительные времена в плане политики, социальной обстановки, а также безопасности. Это время, когда все ливийцы должны сплотиться и быть очень бдительными", - сказал Маргани.

"У нас слишком много политических сил в стране, которые соревнуются друг с другом за главенствующие позиции: политические партии, отдельные личности, племенные группировки, полевые командиры".

Следующий кризис

Спустя всего лишь два дня после подписания договора, возник другой кризис. В позапрошлый четверг, министры решили пригрозить коллективной отставкой, если Всеобщий Национальный Конгресс (ВНК) не даст им однозначный мандат на правление без ограничений.

ВНК отреагировал предоставив действующему премьер-министру, Абдуллаху ас-Синни, одну неделю для формирования нового правительства. Но потом некоторые члены ВНК заявили, что это решение недействительно, потому что не было кворума во время его принятия. Таково смятение, переживаемое ливийским правительством в последние дни.

Никто не может точно знать, что произойдет далее.

Али Михиринг, министр электроэнергетики, который играет неофициальную роль посредника между фракциями в ливийском правительстве, уверен, что последний кризис может стать жестким тестом для правителей страны.

"В стране есть потенциал для воцарения реального хаоса", - говорит он.

"Премьер-министр в действительности не имеет достаточно времени для формирования нового кабинета. И, в любом случае, ВНК может не принять его (т.е., новое правительство)".

Некая часть добываемой в Ливии нефти вскоре может снова беспрепятственно потечь на экспорт. Но никак нельзя сказать того, что путь, по которому следует правительство страны, является гладким.

Эндрю Симмонс