Результаты выборов в Судане: ничего не изменилось

05 мая 2015 1891

Президент Башир победил, получив 94% голосов в ходе выборов, которые бойкотировались оппозиционными партиями и критиковались за рубежом.

Аналитики предсказывали, что "все будет как обычно" в Судане, их прогнозы оправдались после того, как президент Омар аль-Башир победил на выборах, набрав 94% голосов.

Результаты относительно распределения 450 мест в Суданской Национальной Ассамблее пока еще не обнародованы Национальной Избирательной Комиссией Судана (по состоянию на понедельник).

Башир, который правит страной с момента прихода к власти в результате военного переворота, совершенного в 1989, будет продолжать править, несмотря на то, что ранее он заявлял о своем намерении больше не участвовать в выборах.

"Явка избирателей была "внушительной" на этих выборах - 46%. Несмотря на это, в Судане все будет как обычно", - сказал суданский ученый и автор Абдель-Ваххаб эль-Аффенди в интервью "Аль-Джазире", отметив, что оппозиционные группы поступили правильно бойкотировав выборы. "После арестов и нападок, у них не было другого выбора".

Хотя выборы бойкотировались главными оппозиционными партиями, включая Национальную Партию "Умма" Садика аль-Махди и Партию Народный Конгресс Хасана ат-Тураби, а также, частично, партию Демократический Союз, "во время этих выборов была видимость конкуренции", - добавил эль-Аффенди. "Забегая наперед, если Башир сможет перестроить экономику, покончить с насилием в регионах и потушить народный гнев, то он сможет оставаться у власти на протяжении длительного периода".

Выборы в этом году, которые были продолжены на один день по причине низкой явки, состоялись 13 - 16 апреля. Это были первые выборы в стране, с момента отделения Южного Судана в 2011 году.

Минни Миннави, лидер Суданского Освободительного Движения, призывает международное сообщество не признавать результаты президентских и парламентских выборов, - согласно сообщениям суданских СМИ, - и поощряет продолжение кампании "Ирхаль" ("Отход"), - неучастия, - которая пользуется широкой поддержкой в Судане.

"В отличие от проводившихся пять лет назад выборов, нынешние не сопровождались такими же волнениями или неизвестностью", - сказал в интервью "Аль-Джазире" Гарри Верхоевен, профессор африканской политологии из университета Джорджтауна. "Есть такое чувство, что ставки очень низки. Никто не верит в то, что переизбрание Башира повлечет за собой сколько-нибудь значительные политические изменения".

С точки зрения среднестатистического жителя Судана, - добавил он, - "все остается таким, как и было".

"Режим Башира, по существу, исчерпал идеи и выдохся в этом плане с момента болезненного отделения Юга", - говорит Верхоевен. "В ситуации, которая печально известна по примеру других африканских стран, суданский режим находится в процессе выживания, он слишком слаб, чтобы осуществлять национальную пропаганду с прицелом на перспективу, а противостоит ему только очень разобщенная оппозиция".

Заявление, обнародованное 20 апреля Соединенными Штатами, Великобританией и Норвегией, критикует "Неспособность Судана организовать свободные, честные и плодотворные выборы", и делает вывод, что "результат этих выборов не может считаться заслуживающим доверия волеизъявлением суданского народа". Критика со стороны Европейского Союза прозвучала еще раньше.

Суданское министерство иностранных дел назвало заявление "обескураживающим" свидетельством "направленной против выборов риторики" и "предвзятости" международных институций. Суданское правительство подчеркивает, что выборы 2015 года были "триумфом консолидации ради демократии" в Судане.

Башир, во время избирательной кампании, высказывался по ряду вопросов, включая положение сильно страдающей от санкций и ориентированной на экспорт нефти экономики, улучшение отношений с международным сообществом и борьбу с безработицей и высокими показателями инфляции.

Он также подтвердил свое обещание провести широкий национальный диалог, привлекая к участию в нем все политические силы, и работать над принятием постоянной конституции. Судану еще предстоит принять конституцию после того, как шестилетний период действия Всеобъемлющего Мирного Соглашения истек в 2011 году.

Магди эль-Гизули, интернет-журналист и сотрудник института Долины Рифта, сказал в интервью "Аль-Джазире", что результаты выборов "оказались в точности такими, как и ожидались".

"Нет места для несогласия в центре. Вместо этого, реальные изменения проявятся на уровне местной политики и в провинциальных советах", - говорит Гизули. "Несмотря на свой возраст, уход с должности - это не вариант для Башира. Это означало бы сдачу власти и возможность преследования в Гааге".

Сара Нувен, эксперт в области международного права из университета Кембриджа, добавила: "Эти выборы могут решить нечто, но не решают ничего. В действительности, они усугубили нынешний политический кризис интенсифицировав недоверие: недоверие между политическими партиями, недоверие между центром страны и ее периферией, и недоверие между политическими партиями и их предполагаемыми избирателями".

Баширу также нужно будет поработать над решением продолжающихся в стране конфликтов, в частности, в штатах Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил, которые повлекли за собой большое количество жертв и беженцев среди гражданского населения, согласно данным организации Human Rights Watch.

Адела Сулиман