Проблема "Боко харам" в контексте связей с ИГИЛ

16 марта 2015 4137

Вскоре после того, как она была объявлена первой по величине экономикой Африки, обойдя ЮАР, Нигерия стала раздираема серьезнейшими проблемами, в частности, и насилием, чинимым группировкой "Боко харам". Цель этой исламистской секты заключается во введении Шариата в этой стране, где проживает самая большая мусульманская община африканского континента. Учащение терактов, похищение учениц лицея в Чибоке, в апреле 2014 года, способствовали активному освещению действий группировки в мировых СМИ и тому, что христиан страны, которые и представляют собой главные мишени для боевиков, объял страх. Хотя в марте 2015 года в Нигерии должны состояться всеобщие выборы, восстание "Боко харам" обнажило две главные структурные проблемы, от которых страдают люди в Африке: слабость государства, с одной стороны, и усиление экономического неравенства, с другой.

Нигерия может похвалиться таким показателем экономического роста, которому позавидуют и европейские страны - в среднем 3%. В политическом отношении, страна преуспела в осуществлении перехода власти от военной диктатуры к гражданскому режиму в 1999 году, хотя в то же время, демократия остается очень несовершенной, отмечается коррупция, аферизм, мошенничество и мафиозные практики среди представителей правящего класса. Хотя структуры власти продолжают зиждиться в большей степени на клиентских отношениях, чем на чувстве национального единства, некоторые регионы Нигерии познали существенное улучшение. Такие губернаторы, как Бабатунде Фашола в Лагосе, Кайоде Файени в Экити и Рохас Окороча в штате Имо, сумели выделиться на фоне своих предшественников и более здраво управлять общественными делами.

В то же время, проблемы самой населенной страны Африки, - а численность ее населения превышает 170 миллионов жителей, - остаются огромными. Экономическому динамизму Лагоса, а приходящаяся на него доля ВВП превышает общий показатель такового всех франкоязычных стран Западной Африки, противопоставляется разруха штата Борну, расположенного в 1200 километрах к северо-востоку, у границы с Чадом, - этот штат опустошен в результате восстания исламистской секты "Боко харам". В сочетании с усиливающимся демографическим давлением, усугубление различий в развитии между регионами представляет собой чрезвычайную проблему для стабильности Нигерии и соседних стран.

К испытанию джихадом

Хрупкость нигерийских государственных институтов видна на всех уровнях, в том числе, и в службах безопасности, в системе юстиции, в образовании и здравоохранении. Питаемые дождем нефтедолларов, - а Нигерия является самым крупным экспортером нефти в Африке, - коррупция и хищение государственных средств объясняют не все. Проблема в равной степени касается краха общественного договора и глубочайшей нехватки доверия в рамках государства и нации. "Боко харам", с этой точки зрения, стала силой, воспользовавшейся слабостью государственных институций. Также, секта, название которой означает "западное образование запретно", ставит под вопрос не только систему образования и управления государством по колониальным и западным образцам, но и изобличила все проблемы государства, неспособного реагировать на террористическую угрозу ничем, кроме применения грубой силы.

Нужно разобраться, что из себя представляет эта группировка. В самом начале 2000-х годов, предтечи секты были известны в салафитских интеллектуальных кругах, главная инстанция которых, "Шура", была обвинена в отклонении и взята под контроль проповедником из города Майдугури, Мохаммедом Юсуфом. В то время, группа называлась "Собрание верных последователей Пророка и община мусульман". Несмотря на радикальность ее риторики и несколько случаев трений с силами безопасности, группа открыто вела свою деятельность, а ее представители даже участвовали в телепередаче в штате Борну и жаловались министру штата. Такие характеристики плохо вписываются в представление о тайном террористическом движении. Это позднее группировка взяла себе более агрессивное название "Общество приверженцев распространения учения Пророка и джихада" (Джамаату Ахлис-Сунна Лиддаавати валь Джихад), а уничижительное название "Боко харам" было дано ей местными журналистами.

Первая большая вспышка насилия связана с репрессиями военных в июле 2009 года, в ходе которых Мохаммед Юсуф был убит полицейским, а солдаты убили сотни гражданских лиц. Этот эпизод преподносится как восстание. Но, в действительности, все началось с того, что ретивые полицейские остановили группу членов секты, направлявшуюся на кладбище для похорон погибшего в результате дорожного происшествия товарища. Некоторые комментаторы того периода поддерживали точку зрения, согласно которой, в отличие от заявлений сил безопасности, у Мохаммеда Юсуфа не было какой-либо реальной стратегии выведения своей акции за пределы Борну и нападения на соседние государства. Ячейки "Боко харам" в Баучи, например, на тот момент только недавно появились там и у них не было времени для упрочения своего положения и планирования восстания. Вот почему они атаковали Дуцен Танчи, обыкновенный полицейский участок, который они приняли за комиссариат и откуда похитили оружие.

Репрессии со стороны армии привели к обратному эффекту. С одной стороны, они способствовали сближению с сектой определенных слоев населения, желавших избавиться от произвола военных, такие люди не принимали экстремистскую доктрину Мохаммеда Юсуфа. С другой стороны, эти репрессии разожгли чувство этнического преследования среди народа канури, населяющего штат Борну, что привело к полному неприятию канури какого-либо сотрудничества с вооруженными силами, воспринимающимися ими в качестве оккупационных войск. Со своей стороны, движение ушло в подполье и его возглавил намного более радикальный лидер, Абубакар Шекау. С этого момента, группировка начала организовывать атаки смертников и планировать нападения на христиан, чего она не делала ранее. Ситуация не прекращала усугубляться, дошло до того, что власти провозгласили чрезвычайное положение в штатах Борну, Йобе и Адамава, после того, как боевики "Боко харам" в мае 2013 года напали на военные казармы и на полицейский спецназ, в результате чего в Баме погибло 60 человек, включая 22 полицейских, 2 солдат и 14 охранников тюрьмы.

С того времени, чрезвычайное положение обнажило все бессилие нигерийского государства, неспособного бороться с кризисом никакими средствами, кроме силы. Отныне, получившая полномочия открывать огонь и по "гражданским" боевикам, нигерийская армия убила так много людей, что в 2014 году конфликт стал одним из самых смертоносных в мире, а ежемесячное количество идентифицированных жертв превысило таковое в Афганистане или в Ираке во время событий, которые разворачивались в этих странах за несколько лет до этого.

Со своей стороны, теперь "Боко харам" все больше и больше прибегает к криминальным практикам, нападая на банки для обретения финансовых средств и не щадит больше гражданских лиц, рискуя при этом потерять свою социальную базу. Секта начала вырезать целые деревни, дабы отбить у жителей желание вступать в ряды поддерживающего правительство ополчения, называющегося "Гора". Из-за того, что такие кампании являются опустошительными, а перемещенные лица бегут за границу или стекаются в Майдугури, у "Боко харам" возникли трудности с набором добровольцев в свои ряды. Согласно данным армии, уже прибегла к привлечению наемников, происходящих из граничащих с Нигерией стран. В любом случае, конфликт полностью переформатировал социальную ткань Борну, привел к отрыву детей от семей, к тому, что молодежь, в значительной степени, находится в рядах секты или поддерживающего правительство ополчения.

Хрупкое государство

Можно продвигать идею о том, что неспособность армии сдержать восстание "Боко харам" обусловлена трудностями, которые не являются специфическими для Нигерии и вызываются проблемами, которые обычно представляет асимметричная война с невидимым врагом. Американские военные1 также доказывают, что направленные на подавление восстаний стратегии правительств всегда обречены на провал, ибо современные армии теперь отрезаны от населения и прежде всего нацелены на то, чтобы убивать на расстоянии, чему способствовало значительное развитие технологий. Тем не менее, этот тезис является спорным. В отличие от старых практик, африканские армии наших дней больше не нуждаются в грабежах для того, чтобы выживать, это обстоятельство, следовательно, позволяет им добиваться симпатии населения. Они не располагают высокотехнологичным оружием, в отличие от армий западных государств, и базовым оружием остаются винтовки и автоматы.

В случае Нигерии, неспособность армии покончить с "Боко харам" в значительной степени объясняется колоссального размаха коррупцией, которая царит во всей стране. Дислоцированные в регионах солдаты испытывают нехватку амуниции по той простой причине, что средства, выделенные на оборону, были расхищены в Абудже. Деморализованные перед лицом фанатичных и мотивированных боевиков, они живут окопавшись в своих казармах. Боясь гражданских, они при малейшем подозрении открывают огонь, поэтому потеряли доверие жителей, а только оно и может позволить им взять территорию под контроль в ходе этой асимметричной войны. То же относится и к полиции и судебной системе. Имеют место казни без суда, поддерживающие недоверие к государственным институциям. Несмотря на аресты нескольких тысяч людей, армия до сих пор не передала в руки органов правосудия около 500 подозреваемых, которые были задержаны еще в 2013 году. С 2009 года, только четыре десятка предполагаемых членов "Боко харам" были осуждены в соответствии с антитеррористическим законом 2011 года.

Доверие к государству сильно подрывалось когда правительство несколько раз шло на вопиющее преступление лжи и отрицания действительности. Так, военные неоднократно заявляли о смерти Абубакара Шекау, об освобождении учениц лицея в Чибоке и о прекращении огня, чего не было на самом деле. В рамках избирательной кампании 2015 года, правительство, в частности, обвинило оппозицию в том, что она поддерживает "Боко харам", но так и не смогло предоставить хотя бы малейшего доказательства, могущего стать причиной для судебного преследования Мохаммеда Бухари, главного соперника Гудлака Джонатана на президентских выборах 2011 года, или Бола Тинубу, предводителя йоруба Лагоса, подозреваемого только по той причине, что он мусульманин. В то же время, правительство изо всех сил тщится, чтобы оправдать перед населением свои затруднения и выделение астрономических сумм денег на оборону. Написанная бывшим сотрудником службы национальной безопасности, Абдуллахи Сарки Мухтаром, Белая книга о "восстании" 2009 года все еще ждет своего часа, чтобы быть опубликованной.

Быстро растущая экономика и неравномерное распределение

В таком контексте, Нигерия кажется плохо подготовленной к реагированию на протестные движения, которые не преминут вызвать ближайшие выборы, назначенные на март 2015 года. В действительности, такую же проблему, как и слабость государственных институций, представляет собой быстро растущая экономика при неравномерном распределении, - как в социальном, так и в региональном плане, - при этом, Юг является более динамичным и открытым для внешнего мира, чем закрытый сахельский Север. Что касается вопроса терроризма, то он не упускает возможности нарядиться во все формы и проявления насилия, раздирающего Нигерию. Например, бедность, как таковая, не объясняет появление "Боко харам", ведь в таком случае восстание должно было бы разгореться в регионах, еще более бедных, чем штат Борну. Генезис секты, несомненно, не сводится к мятежу отверженных землей и жертв исхода из сельской местности. Другие причины также объясняют почему, отныне, крестьяне, пребывающие в рядах "Боко харам", убивают "богатых" горожан: они, случается, вымогают у них деньги и наказывают жителей Майдугури за участие в ополчении, поддерживающем правительство, и за сотрудничество с ним с тех пор, как армия оттеснила боевиков из этого города в 2013 году.

То же самое выявляется и при изучении роли учеников коранических школ, которых многие нигерийцы воспринимают как рядовых солдат терроризма, готовых продаться за кусок хлеба. Руководимые странствующими марабутами, они часто скатываются к простому попрошайничеству. Называющиеся альмухаджираи в Нигерии или талибами в Сенегале, они обретаются во всех странах Сахеля и мусульманской Западной Африки. Но их существования не достаточно для объяснения появления секты Мухаммада Юсуфа в Борну.

С другой стороны, штат Борну не был, если на то пошло, самым бедным штатом в составе федеративной Нигерии, когда там начала развиваться эта секта под предводительством Мухаммада Юсуфа в начале 2000-х годов. В то время, штат Сокото имел худшее положение, чем Борну, если верить официальной статистике за 2010 год, в плане детской смертности, работы органов здравоохранения и образования. С тех пор, по причине кризиса и массивных перемещений населения, в 2014 году, по данным Всемирного банка, штат Борну стал самым бедным регионом Нигерии. Также, это единственный штат, где бедность продолжает усугубляться, тогда как остальная территория страны имеет тенденцию к развитию.

Следует отметить, что Нигерия уже имела опыт других исламистских восстаний. Причинившее наибольшее количество смертей, "восстание Майтацине" велось под руководством проповедника по имени Мохаммед Марва. В 1980 году, оно унесло примерно 5000 жизней только в одном городе Кано на протяжении одной недели, в значительной степени, по причине репрессий, чинимых армией в этом самом населенном городе северной Нигерии. Определенные характеристики восстания - оно было вызвано опустыниванием Сахеля, пауперизацией сельских жителей и ростом бидонвилей в пригородах крупных городов - напоминают предысторию появления феномена "Боко харам", с дистанцией в тридцать лет. Как в сегодняшнем Майдугури, штатом Кано тогда управлял представитель оппозиции, раздражавший центральные власти, что утрудняло координацию работы служб безопасности. Как и в случае избирательной компании 2015 года, то восстание стало объектом всевозможных спекуляций. Тогда правительство и оппозиция обвиняли друг друга в поддержке повстанцев, в действиях которых они усматривали иностранный фактор, что позволяло им снимать с себя ответственность и перекладывать ее на козлов отпущения в виде всяких эмиссаров, - тогда мифических "белых наемников", а сегодня на представителей "Аль-Каиды".

От Майтацине к "Боко харам"

Со своей стороны, Мохаммед Марва, более известный под именем провозвестника "Майтацине" - это слово в переводе означает "Тот, кто проклинает" - окружил себя гвардией приближенных, которая носила название "Йан Таури", то есть, "Невидимые", и была тренирована бывшим партизаном из Чада. Как и Мухаммад Юсуф, он был обвинен в использовании магии для охмурения своих последователей и развития своей секты в бедном квартале в городе Кано. Как и Мухаммад Юсуф, он проповедовал свирепую ненависть к властям и это закончилось финальной конфронтацией и его казнью силами безопасности, которые поспешили сделать так, чтобы его труп исчез, для предотвращения того, чтобы установился культ мученика. Декабрьское восстание 1980 года началось вскоре после того, как сын Мохаммеда Марва погиб в одной стычке, а сам проповедник получил приказ покинуть город. То же и в Майдугури, восстание 2009 года было спровоцировано действиями слишком ретивых полицейских. Убежденные в наличии подобия между двумя движениями, очевидцы также вспоминают, что отец Мухаммада Юсуфа совершил хадж в Мекку вместе с Мохаммедом Марва в 1970 году, за десять лет до того, как тот был убит во время событий в Кано. Ненависть основателя "Боко харам" к властям была обусловлена также и личными переживаниями, связанными с силами безопасности.

Вымышленная или нет, эта история все же не позволяет понять почему секта из Майдугури смогла преуспеть и развиться несмотря на репрессии 2009 года, в отличие от секты Майтацине, которая окончательно прекратила свое существование в 1985 году, совершив перед этим несколько последних конвульсий. Одно из объяснений произошедшего заключается в том, что, в отличие от Мохаммеда Марва, Мухаммад Юсуф не претендовал на то, чтобы быть пророком, оставляя своему движению шанс пережить его самого. Окопавшиеся в своем квартале Йан Аваки в Кано, последователи Майтацине были бандой фанатиков, неспособных приспособиться к условиям ведения асимметрической войны. Они позволили загнать себя в ловушку и никогда не обладали мобильностью настоящих боевиков Абубакара Шекау. Противоположно этому, "Боко харам" сумела пойти на компромисс и обеспечить себе некое пространство для протеста, извлекая выгоду в виде получения денег от гнилых губернаторов до выборов 2011 года.

Презентуемая как милленаристская и иррациональная, доктрина Мухаммада Юсуфа, на самом деле, была менее еретической и ретроградной, чем таковая Мохаммеда Марва. Также, следует отметить, что она развилась в лоне салафизма, саудовского течения, хорошо представленного в других частях мусульманского мира, в том числе, в Афганистане, Палестине, Чечне и Египте. Будучи намного более изощренным, чем Мохаммед Марва, который запрещал своим последователям ездить на мотоциклах или носить простые часы, Мухаммад Юсуф никогда не отвергал всего современного во всей его совокупности, пришедшего с Запада, он отвергал только элементы образования, которые, согласно ему, были антиисламскими. А когда солдаты предприняли разрушение оплота секты в Майдугури в 2009 году, например, они обнаружили учебные аудитории, в которых черные доски были испещрены математическими упражнениями и упражнениями по английскому языку.

***

В своей манере, история "Боко харам" окончательно свидетельствует о кризисе роста развивающегося государства. Нигерия находится в рамках демократической и экономической модели для улаживания трений в плюралистическом обществе, как в религиозном отношении, так и в этническом и языковом. Выборы марта 2015 года представляют собой важный довод в этом контексте, и не только для консолидации функционирования хрупкой федерации, в которой мафиозные политические практики в немалой степени приложились к появлению "Боко харам", но также для предотвращения угрозы взрыва, могущего полностью выйти из-под контроля и самостоятельно реализовываться. Территориальная целостность страны уже была поставлена под угрозу сепаратистской войной в Биафре (1967 - 1970). Сегодня, мусульмане Севера хотят не столько раздела страны по религиозному признаку, сколько участия в распределении доходов от экспорта нефти, ресурсы которой расположены на Юге. Парадоксально, но нефтяное богатство одновременно является и фактором раскола, и фактором национального единства в Нигерии.

Нигерия: несколько статистических показателей

Население: 173,6 миллиона человек (2013)

ВВП: 521,8 миллиарда долларов США (2013)

Показатель роста ВВП: 5,4% (2013)

Показатель роста численности населения: 3% (2012)

Уровень дохода на душу населения: 2 245 доллара США (2012)

Средняя продолжительность жизни: 52 года (2012)

Уровень безработицы: 8% (2012)

Коэффициент Джини: 43 (2010)

Индекс развития человека: 0,504 (152-е место в мире)

Количество населения, проживающего за чертой бедности: 46% (2010)

Доля доходов, приходящаяся на 10% самых богатых граждан: 33% (2010)

Доля доходов, приходящаяся на 10% самых бедных граждан: 2% (2010)

Показатель рождаемости: 6 детей на одну женщину (2012)

Показатель уровня грамотности: 51% населения старше 15 лет (2008)

Доступ к электричеству: 48% (2011)

Городское население: 46% (2013)

Государственный долг: 10% ВВП (2012)

Доходы от экспорта нефти: 15% ВВП (2012)

Численность вооруженных сил: 162 000 человек (2012)

(По данным Всемирного Банка и ООН)

Марк-Антуан Перуз де Монткло

(Автор является профессором Французского Института Геополитики, Париж)

Источник:  журнал Questions Internationales, № 71

1 Jason Lyall, Isaiah Wilson, "Rage Against the Machines: Explaining Outcomes in Counterinsurgency Wars", International Organization, vol. 63, №1, January 2009, p. 67 - 106.