Ганнуши: "Тунисская революция достигла большого успеха"

06 февраля 2014 2545

Согласно мнению Рашида Ганнуши, лидера самого мощного политического движения в Тунисе, "ан-Нахды", причиной успеха революции в Тунисе стало то, что "ан-Нахда" действовала, основываясь на принципах умеренности и миролюбия. Ганнуши говорит, что в данный момент Тунис стал первым демократическим государством в Арабском мире.

Тунис относится к числу тех стран, которые пережили "Арабскую революцию", и революционные преобразования успешно продвигаются в Тунисе. Как удалось добиться успеха в Тунисе?

Я приветствую братский турецкий народ от имени тунисской революции. Тунис разжег искру революции в мире, особенно в Арабском мире. Несмотря на то, что революция столкнулась со многими проблемами на своем пути, она продолжает придерживаться революционных принципов и работать над достижением успеха. Сегодня мы отмечаем третью годовщину революции. Хотя ветры и бури пытались смести эту революцию с пути, она сегодня, в свою третью годовщину, выходит на новый этап. Назначение Мехди Джума на пост главы нового правительства, с соизволения Аллаха, принесет свои плоды. Все это - достижения революции. Эти успехи обусловлены тем, что "ан-Нахда" руководствовалась принципами умеренности и миролюбия, благодаря этому удалось достичь компромисса. Тем не менее, в осуществление национального диалога сделали свой вклад все политические и общественные силы. Мы посадили Тунис на поезд, который, с соизволения Аллаха мы это увидим, достигнет прямиком конечной станции.

Тунисская революция была потрясена двумя политическими убийствами. Но ей удалось пережить этот кризис. Какая угроза или угрозы ожидают тунисскую революцию в дальнейшем?

Убийством двух политических лидеров убийцы хотели обречь тунисскую революцию на провал. Страна должна была погрузиться в хаос вооруженного конфликта и насилия. Тунисцы отвергли насилие и революция сохранила свой мирный характер. Сегодня тунисская революция достигла большого успеха. Конечно, мы не думаем, что враги этой революции, осуществлявшие политические убийства и взрывы, не прибегнут снова к этим методам. Терроризм и враги революции пребывают в союзе. Но тунисский народ исполнен решимости строить демократическое государство, основываясь на принципах Ислама и свободы.

Некоторые политические группы в Тунисе, придерживающиеся салафитской идеологии, представляют опасность для тунисской революции. Что Вы об этом думаете?

Конечно, насилие представляет собой большую угрозу для революции. Не все салафиты являются сторонниками насилия. В настоящее время, две салафитские партии официально зарегистрированы. Они работают, пребывая в рамках правового поля. Если подумать, наши проблемы не в салафизме как таковом. Наши проблемы связаны с насилием. Несомненно, насилие, основанное на религии, опасно. Потому что даже совершая преступления, такие люди полагают, что находятся на пути Аллаха и совершают богоугодные дела. Убийства, кровопролитие, разрушение... все это относится к числу тяжких преступлений. И они становятся намного более опасными, когда совершаются во имя религии. Потому что у таких людей нет правильного понимания Ислама. Они введены в заблуждение. Для того, чтобы убедить их в том, что их понимание Ислама неправильное, кто-то должен вступить с ними в диалог. Несмотря ни на что, нужно продолжать бороться с насилием. В Тунисе есть группировка под названием "Ансар аш-Шариа". Она применяет насилие. Правительство приняло постановление о признании этой организации террористической группировкой.

Потерпел ли поражение политический Ислам в Египте? Как вы оцениваете происходящее в Египте?

В Египте произошло потрясение. Была попрана воля народа. Египетский народ выбирал Братьев-мусульман в ходе шести различных выборов. Пришли военные и аннулировали эти результаты. Разве это можно назвать не переворотом? В настоящее время египетская революция продолжается, переворот не будет иметь будущего. Потому что революция - это дело рук самого египетского народа. Египетские революционеры каждый день приносят новые жертвы, чтобы отстоять волю египетского народа, избирательный процесс и результаты голосования. С соизволения Аллаха, Египет победит. Переворот не обретет успеха.

Как вы полагаете, подходит ли для вас в качестве модели практика турецкой Партии Справедливости и Развития (ПСР, правящая партия в Турции, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган является ее членом, - Ред.)?

Партия Справедливости и Развития - это исламское движение. Она осуществила успешный проект развития Турции. В плане экономики, Турция попадает в число развитых стран. Я думаю, что в экономическом рейтинге стран мира Турция занимает 14-е или 15-е место. Было время, когда на банкнотах турецкой лиры было много нулей. Эта ситуация будет оставаться опытом для Исламского движения. Каждая страна имеет свои особенности. Мы считаем, что опыт исламистского правительства Турции был успешным опытом. Мы использовали этот опыт. Мы благодарим турецкий народ за помощь, которую он оказал тунисской революции. У нас есть свой, тунисский, опыт, который мы стремимся развивать далее в надлежащем порядке. В этом смысле, нам полезен всякий опыт, особенно турецкий. В настоящее время Тунис является первым демократическим государством в Арабском мире. С соизволения Аллаха, таковым он и пребудет.

В своих статьях и речах вы подчеркиваете концепцию "Ислам и современность". Существуют ли в социологическом смысле противоречия между Исламом и современностью?

Если под модернизмом понимается свобода мысли, свобода духа и свобода выбора, то Ислам не против этого. Ислам призвал людей к свободе. Призвал к свободе убеждений, выражения и выбора. Ислам не против того, чтобы люди имели свободу мысли и свободу выбора, не против модернизма, в хорошем смысле слова. Но если под модернизмом понимать отрицание существования Творца и то, что у человека нет души, а есть только тело, то с точки зрения религии это противоречит правильному пониманию предназначения человека.

Интервью провел Ирфан Бозан